Мир птиц
№58
Татьяна ЕЛИЗАРОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №35 «Лейсан» г.Елабуги
Цель: обогащение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Задачи:
Развивающие:
– развитие связной речи детей,
– развивать мышление на основе описательных загадок
– стимулирование развития памяти и внимания.
Обучающие:
– активизация и расширения словаря детей по теме,
– закрепление в речи названий зимующих птиц, перелетных птиц, умение составлять рассказы о птицах
– закрепление в речи детей слов на татарском языке
– обогащать словарь путем введения слов: вереница, стая, клин, поодиночке,орнитолог
– упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными
– упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Воспитательные:
– воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру
– воспитать любовь к птицам, желание помогать им.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей, активизировать в речи татаро-язычных детей названий птиц на татарском языке
Ход занятия
Пальчиковая гимнастика
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка –
сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка –
серенькое перышко,
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж,
Ну а это злой орлан.
Птички, птички по домам.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир птиц. (Звучит аудиозапись голоса птиц)
Воспитатель. Мы уже много знаем про птиц. Подскажите мне, на какие две большие группы делятся птицы. (Перелетные и зимующие.)
Воспитатель. Объясните причины отлета птиц в теплые края? (Холодно, голодно, мало корма.)
Воспитатель. Да, самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме появляется подпушек под крылышками. Самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена.
Воспитатель. Чем питались птицы летом?
Дети. Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
Воспитатель. Как вы думаете, птицы в один день улетают на юг, все вместе? (Выставляются картинки птиц.)
Дети. Нет, первыми улетают те, которые питались насекомыми.
Воспитатель. Правильно, насекомоядные птицы улетают первыми?
Дети. Ласточки, стрижи, соловьи, …
Воспитатель. Какие птицы улетают потом?
Дети. Те, которые собирают пищу на земле, в поле
Воспитатель. Да, такие птицы называются зерноядными.
Дети. Грачи, зяблики, овсянки …
Воспитатель. И последними улетают, какие птицы?
Дети. Водоплавающие, потому что они живут у нас, пока не замерзнут водоемы.
Воспитатель. Какие это птицы?
Дети. Утки, гуси, лебеди …
Физкультминутка – «Улетает – не улетает». Воспитатель называет птиц, если птица перелетная дети машут крыльями, если зимующая — присаживаются на корточки
Воспитатель. Во время полета птицы придерживаются определенного порядка (показ иллюстраций).
• Гуси, утки, лебеди – вереницей.
• Журавли – клином.
• Ласточки, грачи, скворцы – стаей.
• Соловьи, кукушки, удоды – поодиночке
Воспитатель. Как вы думаете, для чего они это делают?
Воспитатель. А какие еще группы птиц вы знаете?
– Живут у водоемов. Ноги с перепонками. (Водоплавающие – утка, лебедь, гусь.)
– Живут рядом с человеком, приносят ему пользу. (Домашние – куры, гуси, утки.)
– Днем спят, ночью охотятся. (Ночные – совы, филины, сыч.)
– Красиво поют. (Певчие – соловей, канарейка, щеголь.)
– Употребляют в пищу мясо других животных (хищные – орел, сова.)
Игра – «Четвертый лишний»
1) ласточка, павлин, овсянка, иволга (Павлин – обитатель жарких стран.)
2) соловей, канарейка, щегол, стриж (Стриж – не певчая птица.)
3) грач, скворец, ласточка, индюк (Индюк – домашняя птица.)
4) лебедь, воробей, зарянка, зяблик (Лебедь – водоплавающая птица.)
5) сорока, сова, дятел, чиж (Сова – ночная птица.)
Воспитатель. Но не все птицы улетают в теплые края, некоторые птицы остаются. Как их называют?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Давайте по голосу определим зимующую птицу, найдем ее изображение и повесим его на наше «чудо-дерево».
Игра «Найди по голосу» (Дети по голосу называют птицу.)
Воспитатель. Дети, а вы знаете, как звучит название некоторых птиц по-татарски?
(Ответы татаро-язычных детей: ворона – карга, сова – ябалак, дятел – тукран, синица – песнәк.)
Вьетнамская игра «Птица» (Из предложенных деталей вьетнамской игры собрать силуэт дятла.)
(Рассказы детей о птицах по подготовленным проектам детей и родителей.)
Воробей – это маленькая птичка коричневого цвета. Она прыгает и чирикает. Живет рядом с человеком. Кушает зернышки, ягоды, хлебные крошки и семечки. (Альфина)
Совы – очень умные, хищные птицы. Они живут поодиночке. Охотятся на мелких грызунов, змей, насекомых. Днем совы дремлют, а ночью вылетают на охоту. Голова у сов очень подвижная, даже поворачивается назад. У них прекрасное зрение и острый слух. Совы полезные птицы, они спасают лес от грызунов. (Лера)
Чёрная ворона – птица шумная, взгромоздясь на вершине дерева, она кричит три или четыре раза подряд. Вороны – падальщики, поэтому они летают около жилища людей чтобы, кормиться бытовыми отходами. Они не откажутся и от насекомых, червей, зёрен, а также могут украсть и яйца. Ворон птица на редкость смышленая. В старину ворона считали мудрой, вещей птицей ведь он умеет подражать голосам разных животных и голосу человека. (Ростислав)
Свиристель – это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Названа она так потому, что слово «свиристеть» означает «громко кричать, свистеть». Осенью и зимой главная пища свиристелей – ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и полностью снимают урожай с этих кустарников. (Алсу)
Снегири – птицы яркие, весьма привлекательные. Они питаются ягодами. Почками. Из ягод выклевывают лишь семечки, а мякоть оставляют. Эти птицы считаются оседлыми. Снегири достаточно спокойные и неторопливые птицы. (Риназ)
Физкультминутка «Птички» (Дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем.)
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик,
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют,
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Воспитатель. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети. Развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель. Наши дети с папами (әти), дедушками (бабай) тоже приготовили кормушки, после занятия мы повесим их на участке.
Воспитатель. А что можно насыпать в кормушки?
Дети. Зерна подсолнуха, овес, хлебные крошки, просо, пшеница, орехи, желуди, семена клена, ясеня, сало.
Воспитатель. Давайте посчитаем, сколько птиц на кормушке.
Игра «Перекрестный счет» (Участвует 3 ребенка.)
Воспитатель. Люди издавна наблюдали за птицами, интересовались их образом жизни. Профессия человека, который изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются, называется – орнитолог.
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- птица – птичка, пичужка;
- синица – синичка;
- воробей – воробышек – воробьишко;
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек;
- голубь – голубка, голубок;
- галка – галочка.
Воспитатель. Дети, вы все молодцы, все умницы. Объясните, для чего мы сегодня так много говорили о птицах?
Дети. Чтобы больше узнать, заботиться о них, радоваться им.
(Звучит пение птицы.)
Воспитатель. Что за сказочная птичка так красиво поет и куда она нас зовет. ( Под чудо-деревом дети находят гнездышко с шоколадными яйцами.)