Мир птиц

№58

Татьяна ЕЛИЗАРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №35 «Лейсан» г.Елабуги

Цель: обогащение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Задачи:

Развивающие:

– развитие связной речи детей,

– развивать мышление на основе описательных загадок

– стимулирование развития памяти и внимания.

Обучающие:

– активизация и расширения словаря детей по теме,

– закрепление в речи названий зимующих птиц, перелетных птиц, умение составлять рассказы о птицах

– закрепление в речи детей слов на татарском языке

– обогащать словарь путем введения слов: вереница, стая, клин, поодиночке,орнитолог

– упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными

– упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Воспитательные:

– воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру

– воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей, активизировать в речи татаро-язычных детей названий птиц на татарском языке

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка –

сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка –

серенькое перышко,

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж,

Ну а это злой орлан.

Птички, птички по домам.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир птиц. (Звучит аудиозапись голоса птиц)

Воспитатель. Мы уже много знаем про птиц. Подскажите мне, на какие две большие группы делятся птицы. (Перелетные и зимующие.)

Воспитатель. Объясните причины отлета птиц в теплые края? (Холодно, голодно, мало корма.)

Воспитатель. Да, самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме появляется подпушек под крылышками. Самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена.

Воспитатель. Чем питались птицы летом?

Дети. Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

Воспитатель. Как вы думаете, птицы в один день улетают на юг, все вместе? (Выставляются картинки птиц.)

Дети. Нет, первыми улетают те, которые питались насекомыми.

Воспитатель. Правильно, насекомоядные птицы улетают первыми?

Дети. Ласточки, стрижи, соловьи, …

Воспитатель. Какие птицы улетают потом?

Дети. Те, которые собирают пищу на земле, в поле

Воспитатель. Да, такие птицы называются зерноядными.

Дети. Грачи, зяблики, овсянки …

Воспитатель. И последними улетают, какие птицы?

Дети. Водоплавающие, потому что они живут у нас, пока не замерзнут водоемы.

Воспитатель. Какие это птицы?

Дети. Утки, гуси, лебеди …

Физкультминутка «Улетает не улетает». Воспитатель называет птиц, если птица перелетная дети машут крыльями, если зимующая — присаживаются на корточки

Воспитатель. Во время полета птицы придерживаются определенного порядка (показ иллюстраций).

Гуси, утки, лебеди – вереницей.

Журавли – клином.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Соловьи, кукушки, удоды – поодиночке

Воспитатель. Как вы думаете, для чего они это делают?

Воспитатель. А какие еще группы птиц вы знаете?

– Живут у водоемов. Ноги с перепонками. (Водоплавающие утка, лебедь, гусь.)

– Живут рядом с человеком, приносят ему пользу. (Домашние куры, гуси, утки.)

– Днем спят, ночью охотятся. (Ночные совы, филины, сыч.)

– Красиво поют. (Певчие соловей, канарейка, щеголь.)

– Употребляют в пищу мясо других животных (хищныеорел, сова.)

Игра «Четвертый лишний»

1) ласточка, павлин, овсянка, иволга (Павлин – обитатель жарких стран.)

2) соловей, канарейка, щегол, стриж (Стриж не певчая птица.)

3) грач, скворец, ласточка, индюк (Индюк домашняя птица.)

4) лебедь, воробей, зарянка, зяблик (Лебедь водоплавающая птица.)

 5) сорока, сова, дятел, чиж (Сова ночная птица.)

Воспитатель. Но не все птицы улетают в теплые края, некоторые птицы остаются. Как их называют?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Давайте по голосу определим зимующую птицу, найдем ее изображение и повесим его на наше «чудо-дерево».

Игра «Найди по голосу» ети по голосу называют птицу.)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, как звучит название некоторых птиц по-татарски?

(Ответы татаро-язычных детей: ворона карга, сова ябалак, дятел тукран, синица песнәк.)

Вьетнамская игра «Птица» (Из предложенных деталей вьетнамской игры собрать силуэт дятла.)

(Рассказы детей о птицах по подготовленным проектам детей и родителей.)

Воробей – это маленькая птичка коричневого цвета. Она прыгает и чирикает. Живет рядом с человеком. Кушает зернышки, ягоды, хлебные крошки и семечки. (Альфина)

Совы – очень умные, хищные птицы. Они живут поодиночке. Охотятся на мелких грызунов, змей, насекомых. Днем совы дремлют, а ночью вылетают на охоту. Голова у сов очень подвижная, даже поворачивается назад. У них прекрасное зрение и острый слух. Совы полезные птицы, они спасают лес от грызунов. (Лера)

Чёрная ворона – птица шумная, взгромоздясь на вершине дерева, она кричит три или четыре раза подряд. Вороны – падальщики, поэтому они летают около жилища людей чтобы, кормиться бытовыми отходами. Они не откажутся и от насекомых, червей, зёрен, а также могут украсть и яйца. Ворон птица на редкость смышленая. В старину ворона считали мудрой, вещей птицей ведь он умеет подражать голосам разных животных и голосу человека. (Ростислав)

Свиристель – это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Названа она так потому, что слово «свиристеть» означает «громко кричать, свистеть». Осенью и зимой главная пища свиристелей – ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и полностью снимают урожай с этих кустарников. (Алсу)

Снегири птицы яркие, весьма привлекательные. Они питаются ягодами. Почками. Из ягод выклевывают лишь семечки, а мякоть оставляют. Эти птицы считаются оседлыми. Снегири достаточно спокойные и неторопливые птицы. (Риназ)

Физкультминутка «Птички» (Дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем.)

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик,

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют,

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели

И на место сели.

Воспитатель. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети. Развешивает птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель. Наши дети с папами (әти), дедушками (бабай) тоже приготовили кормушки, после занятия мы повесим их на участке.

Воспитатель. А что можно насыпать в кормушки?

Дети. Зерна подсолнуха, овес, хлебные крошки, просо, пшеница, орехи, желуди, семена клена, ясеня, сало.

Воспитатель. Давайте посчитаем, сколько птиц на кормушке.

Игра «Перекрестный счет» (Участвует 3 ребенка.)

Воспитатель. Люди издавна наблюдали за птицами, интересовались их образом жизни. Профессия человека, который изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются, называется – орнитолог.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка;
  • синица – синичка;
  • воробей – воробышек – воробьишко;
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек;
  • голубь – голубка, голубок;
  • галка – галочка.

Воспитатель. Дети, вы все молодцы, все умницы. Объясните, для чего мы сегодня так много говорили о птицах?

Дети. Чтобы больше узнать, заботиться о них, радоваться им.

(Звучит пение птицы.)

Воспитатель. Что за сказочная птичка так красиво поет и куда она нас зовет. ( Под чудо-деревом дети находят гнездышко с шоколадными яйцами.)