Методы формирования креативного мышления младшего школьника

Гульнар АСКАРОВА,

учитель начальных классов

гимназии № 8 – Центр образования

г. Казани.

 

   Аннотация

В статье рассмотрены разнообразные приемы и методы, с помощью которых учитель начальной школы может развивать креативное мышление обучающихся. Подчеркивается исключительная важность развития творческого мышления, которое делает обучающихся способными находить нестандартные решения не только учебных, но и жизненных ситуаций, а значит, готовит их к дальнейшей учебе и к жизни вообще. Творческие задания в современной школе должны дополнить и даже потеснить привычные репродуктивные, поскольку их задачей является не просто вооружение обучающихся учебной информацией, а развитие их креативного мышления, которое обеспечит им в будущем учебную и профессиональную успешность.  Поднимается вопрос о том, как воспитать в современной школе творчески мыслящего человека , который может успешно адаптироваться в социуме.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление.

 

Креативное мышление младших школьников – это способность мыслить нестандартно, находить нетривиальные решения, генерировать идеи и воплощать их в жизнь.

Такое мышление стимулирует детей к анализу ситуации, постановке вопросов, поиску альтернативных решений, позволяет смотреть на проблему с разных точек зрения.

Формирование креативного мышления у младших школьников требует комплексного подхода, включающего разнообразные методики и приемы.   Рассмотрим наиболее эффективные методы, направленные на развитие творческих способностей детей.

Для развития креативного мышления у младших школьников можно использовать следующие методы:

  1. Игровая деятельность
    Игра является естественным способом познания мира детьми. Через игру дети осваивают различные роли, развивают воображение и учатся находить нестандартные решения.

Например: – Игра-фантазия: дети придумывают истории по картинкам или словам, развивая воображение. — «Что было бы, если…?»: детям предлагается представить ситуацию («если бы животные могли говорить», «если бы растения стали двигаться») и придумать возможные сценарии. Эти игры стимулируют интерес к творчеству и расширяют кругозор ребенка.

  1. Творческие задания и проекты.

Творческая деятельность способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика. Примеры заданий: — Рисование историй: школьники рисуют иллюстрации к сказке, придумывая собственные сюжеты и персонажей. — Создание коллажей: использование различных материалов (бумага, ткань, природные материалы), что развивает фантазию и пространственное мышление

  1. Арт-терапия.
    Арт-терапевтические занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала ребенка, помогают выразить чувства и мысли через искусство.

Примеры арт-терапии:
– Коллективное рисование: Дети совместно создают картину, каждый вносит свою идею.
– Создание кукол: Изготовление игрушек своими руками развивает мелкую моторику и пространственное мышление.

  1. Мозговые штурмы.
    Этот метод направлен на коллективное решение проблем путем выдвижения большого количества идей без критики.

Как проводить мозговой штурм:
– Объявляется проблема или задача.
–Каждый ребенок предлагает свое решение.
Записываются все идеи, даже самые необычные.
–Затем группа выбирает лучшие варианты.

  1. Решение открытых задач.
    Открытые задачи имеют множество правильных решений, что стимулирует детей искать разные пути достижения цели.

Примеры заданий:
– Найти максимальное количество способов использования обычного предмета (например, карандаша).
– Придумать новый вид транспорта будущего.

  1. Драматизация и театральная деятельность.
    Участие в спектаклях и постановках развивает эмоциональную сферу, улучшает коммуникативные навыки и формирует уверенность в себе.

Возможные сценарии:
– Постановка сказки с участием самих детей.
– Создание собственных сценариев и ролей.

  1. Работа с природным материалом.
    Использование природных материалов (камней, веточек, листьев) в творчестве учит видеть красоту окружающего мира и развивает эстетическое восприятие.

Задания:
– Создать композицию из природного материала.
–Нарисовать пейзаж, используя природные материалы.

Заключение.

Формирование креативного мышления младших школьников требует комплексного подхода, включающего игровые технологии, творческие задания, коллективную работу, использование информационных технологий и изучение искусства. Эти методы помогают развить воображение, способность мыслить оригинально и уверенно проявлять себя в творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Библер, В. С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога [Текст] / В. С. Библер. – М. : Медиа, 2015. – 199 с.

2.Креславская, Т. А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Т. А. Креславская // Научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С.59-62.

3.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 79 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

4.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 108 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

5.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 9-е изд., стереотип.– М.: Издательство «Экзамен», 2014. 125 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

6.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 122 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

7.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 56с.

8.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 2 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2020. 56с.

9.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 3 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2023. 144с.

10.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 4 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 64с.