Методы формирования креативного мышления младшего школьника
Гульнар АСКАРОВА,
учитель начальных классов
гимназии № 8 – Центр образования
г. Казани.
Аннотация
В статье рассмотрены разнообразные приемы и методы, с помощью которых учитель начальной школы может развивать креативное мышление обучающихся. Подчеркивается исключительная важность развития творческого мышления, которое делает обучающихся способными находить нестандартные решения не только учебных, но и жизненных ситуаций, а значит, готовит их к дальнейшей учебе и к жизни вообще. Творческие задания в современной школе должны дополнить и даже потеснить привычные репродуктивные, поскольку их задачей является не просто вооружение обучающихся учебной информацией, а развитие их креативного мышления, которое обеспечит им в будущем учебную и профессиональную успешность. Поднимается вопрос о том, как воспитать в современной школе творчески мыслящего человека , который может успешно адаптироваться в социуме.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление.
Креативное мышление младших школьников – это способность мыслить нестандартно, находить нетривиальные решения, генерировать идеи и воплощать их в жизнь.
Такое мышление стимулирует детей к анализу ситуации, постановке вопросов, поиску альтернативных решений, позволяет смотреть на проблему с разных точек зрения.
Формирование креативного мышления у младших школьников требует комплексного подхода, включающего разнообразные методики и приемы. Рассмотрим наиболее эффективные методы, направленные на развитие творческих способностей детей.
Для развития креативного мышления у младших школьников можно использовать следующие методы:
- Игровая деятельность
Игра является естественным способом познания мира детьми. Через игру дети осваивают различные роли, развивают воображение и учатся находить нестандартные решения.
Например: – Игра-фантазия: дети придумывают истории по картинкам или словам, развивая воображение. — «Что было бы, если…?»: детям предлагается представить ситуацию («если бы животные могли говорить», «если бы растения стали двигаться») и придумать возможные сценарии. Эти игры стимулируют интерес к творчеству и расширяют кругозор ребенка.
- Творческие задания и проекты.
Творческая деятельность способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика. Примеры заданий: — Рисование историй: школьники рисуют иллюстрации к сказке, придумывая собственные сюжеты и персонажей. — Создание коллажей: использование различных материалов (бумага, ткань, природные материалы), что развивает фантазию и пространственное мышление
- Арт-терапия.
Арт-терапевтические занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала ребенка, помогают выразить чувства и мысли через искусство.
Примеры арт-терапии:
– Коллективное рисование: Дети совместно создают картину, каждый вносит свою идею.
– Создание кукол: Изготовление игрушек своими руками развивает мелкую моторику и пространственное мышление.
- Мозговые штурмы.
Этот метод направлен на коллективное решение проблем путем выдвижения большого количества идей без критики.
Как проводить мозговой штурм:
– Объявляется проблема или задача.
–Каждый ребенок предлагает свое решение.
Записываются все идеи, даже самые необычные.
–Затем группа выбирает лучшие варианты.
- Решение открытых задач.
Открытые задачи имеют множество правильных решений, что стимулирует детей искать разные пути достижения цели.
Примеры заданий:
– Найти максимальное количество способов использования обычного предмета (например, карандаша).
– Придумать новый вид транспорта будущего.
- Драматизация и театральная деятельность.
Участие в спектаклях и постановках развивает эмоциональную сферу, улучшает коммуникативные навыки и формирует уверенность в себе.
Возможные сценарии:
– Постановка сказки с участием самих детей.
– Создание собственных сценариев и ролей.
- Работа с природным материалом.
Использование природных материалов (камней, веточек, листьев) в творчестве учит видеть красоту окружающего мира и развивает эстетическое восприятие.
Задания:
– Создать композицию из природного материала.
–Нарисовать пейзаж, используя природные материалы.
Заключение.
Формирование креативного мышления младших школьников требует комплексного подхода, включающего игровые технологии, творческие задания, коллективную работу, использование информационных технологий и изучение искусства. Эти методы помогают развить воображение, способность мыслить оригинально и уверенно проявлять себя в творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Библер, В. С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога [Текст] / В. С. Библер. – М. : Медиа, 2015. – 199 с.
2.Креславская, Т. А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Т. А. Креславская // Научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С.59-62.
3.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 79 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
4.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 108 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
5.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 9-е изд., стереотип.– М.: Издательство «Экзамен», 2014. 125 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
6.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 122 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
7.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 56с.
8.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 2 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2020. 56с.
9.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 3 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2023. 144с.
10.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 4 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 64с.
