Лексическое значение слова. Многозначные слова. Наблюдение за использованием многозначных слов в речи
№ 116
(Урок русского языка для II класса)
Гульнара ЮСУПОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №18 г. Казани
Учебник Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина (М.: АСТ: Астрель) Русский язык, 2 класс
Тема | Лексическое значение слова. Многозначные слова. Наблюдение за использованием многозначных слов в речи. | |||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||
Место урока в теме | Первый урок по теме «Какими бывают лексические значения слов» | |||
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о лексическом значении слова | |||
Задачи урока |
Образовательные — дать первое представление о многозначных и однозначных словах; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», -способствовать обогащению словарного запаса учащихся; |
Развивающие развивать умение — работать с различными сточниками информации; — проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; — сравнивать значения слов, выявляя сходство и различия, высказывать свои суждения. — Формировать у учащихся умение воспринимать и использовать в речи явление многозначности |
Воспитательные
— воспитание речевой культуры — формировать уважительное отношения к истории и культуре своей страны — воспитание познавательного интересак русскому языку
|
|
Планируемые результаты |
Предметные Знать — значение понятий «однозначное, многозначное слово» Уметь — распознавать однозначные и многозначные слова, работать со словарями.
|
Метапредметные — способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; — выработка умений работать с учебной информацией; — готовность к сотрудничеству с одноклассниками; — формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; — стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Личностные — определять собственную позицию, быть терпимым к иным точкам зрения; -определять цель, проблему в собственной деятельности |
|
Персоналии | Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов | |||
Основные понятия | «лексика», «однозначные слова», «многозначные слова», | |||
Формы работы на уроке | Индивидуальная, групповая, фронтальная | |||
Педагогические технол | Технология проблемного обучения, технология личностно – ориентированного обучения | |||
Ресурсы | Толковый словарь, орфографический словарь, этимологический словарь, диск «Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс. русский язык», видео м\ф Песенка «Водичка» (Песни клоуна Плюха)
Презентацияк уроку для мультимедийнго проектора Дидактический материал для работы в парах. |
|||
Межпредметные связи | Литературное чтение, Окружающий мир, ИЗО | |||
Ход урока
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Познавательная |
Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Организационный этап
|
|||||||||
Подготовить учащихся к работе на уроке, создать благоприятные условия для учебного взаимодействия | Осуществляет предварительную организацию класса |
|
Установление взаимодействия. | Включение в учебный процесс. | |||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
|||||||||
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
|
1.Красиво и аккуратно запишем число, классная работа.
2. Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов или гипотез. -Как вы думаете, почему работа называется «классная»? Постараемся, чтобы наша работа на уроке была действительно «классная»! 3.Задает учащимся вопрос: «Как мы с вами можем узнать, сколько значений имеет слово?» 4.Побуждает учащихся к формулированию цели урока. |
1.Отвечают на вопрос, отмечают , что у слова «классная» может быть несколько значений
2. Определяют проблему: есть ли в русском языке еще слова у которых может быть несколько значений. Как определить, сколько значений имеет слово? 3. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.
|
Участие в обсуждении. | Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; | |||||
Актуализация знаний |
|||||||||
Организация подготовки и мотивация к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» — | 1. Дает задание на проверку пройденного материала по теме «Слово и его значение».
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о значениях словах, раскрывать их тайну Найдите и исправьте ошибки в этих предложениях. Мальчик сломал хрустальную вазу. Наши спортсмены одержали поражение. Зрители были возмущены прекрасной игрой актеров. Вот почему важно использовать слова в правильном значении
|
Находят ошибки и объясняют их причины. | Участие в обсуждении. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | |||||
Изучение нового материала |
|||||||||
1Учитель задает вопросы по просмотренной сказке Г. Цыферова «Что такое звезды»
-Сколько значений слова «звезда» назвали лягушонок и кузнечик? Сколько правильных значений они назвали? Как по-вашему, что такое звезда? Как мы можем узнать значение этого слова? Значение слова называется его лексическим значением. Лексика — наука о языке. (слайд на экране) . Все, что нас окружает мы можем назвать словом. То, что обозначает слово называется его лексическим значением. Задумывались ли вы над тем, сколько слов в русском языке? Точное количество слов не сможет назвать никто. Почему? Дело в том, что русский язык постоянно меняется, появляются новые слова и уходят старые. Можем ли мы знать значение каждого слова? Как же узнают о новых и старых словах? Из словарей. Их называют толковыми словарями, потому что их задача – объяснить, растолковать смысл слов. Эти словари большие и толстые, ведь слов в нашем языке очень много, названия всего, что есть во Вселенной можно найти в словарях. Самый большой «Словарь современного русского литературного языка» состоит из 17 томов! А знаете ли вы, что в около100 лет назад жил составитель одного из самых интересных словарей русского языка – Владимир Иванович Даль. (демонстрация слайдов презентации о Дале) 2. Давайте прочитаем, что о нем написано в учебнике стр. 68 упр. 4 Что узнали из учебника о В. И . Дале? Обоснуйте написание заглавных букв в первом предложении 3. Показывает современный словарь Ожегова. Отличаются ли слова в этих словарях? |
1.Инсценирование сказки учениками.
2.Отвечают на вопросы 3. Читают текст упражнения 4 стр 68 4. Отвечают на вопросы по содержанию текста 5.Выписывают первое предложение из упражнения: Составитель одного из первых толковых словарей — Владимир Иванович Даль. 6.Обосновывают написание заглавных букв — имена собственные подчеркивают
7. Строят предположения отличаются ли словари Даля и Ожегова. Почему?
|
Осознанно строят речевые высказывания | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | ||||||
Познакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое значение слова»
|
1Посмотрите в словарях, которые лежат на ваших партах
Сколько значений имеет это слово?
— Значит, слово звезда может быть использовано в нескольких смыслах? У него несколько значений? Какие? Как же тогда назвать такое слово? (многозначным) Да, действительно, Слова, которые имеют много значений называются многозначными. А что объединяет все значения этого многозначного слова? Запишем слово «звезда» в тетрадь. Назовите орфограмму, которая встречается в этом слове. Как по- вашему, сколько значений имеет слово «заяц»? Проверьте по словарю. |
1.Работа со словарями в парах.
2. Работают со словами «звезда» и «заяц» по словарям в парах. 3. Перечисляют значения слова «звезда» 4. Отвечают на вопрос учителя почему безбилетного пассажира называют «заяц» 3. Делают выводы. |
Продуктивная коммуникация.
Участвуют в обсуждении содержания материала. |
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Контроль за ответами одноклассников.
|
|||||
Физминутка | Проводит разминку под песенку из «Водичка» | Дети выполняют танцевальные движения, подпевая | |||||||
Закрепление учебного материала
|
|||||||||
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | 1. Демонстрирует учащимся урок 8 из учебного диска «Уроки Кирилла и Мефодия»
2. Называет задание: поделить — поделить предложенные слова (бумага, сапог, столовая, … на 2 группы, пользуясь толковым словарем. 2. Проводит игру «Наоборот» с учащимися А теперь попробуем по толкованию слова узнать его значение. 1. Сшитые листы чистой бумаги в обложке. 2. Прямоугольник с равными сторонами. 3. Раскалённое небесное тело (звезда), вокруг которого вращается наша Земля и другие планеты. Как правильно записать слово «тетрадь»? Можем ли мы подобрать к нему проверочное? Где сможем проверить написание этого слова? Вспомните, какой словарь нам понадобится? А почему именно гласная е пишется в этом слове? Откуда появилось это слово? Ответить на этот вопрос нам поможет этимологический словарь.
|
1.Выполняют задание по определению однозначных и многозначных слов. Все выполняют задание самостоятельно, а для тех, кому сложно на парте памятки- помощники.
Сравнивают свои ответы с ответами ученика, работающего за компьютером. Осуществляют самопроверку и оценивают выполненную работу. 2. Записывают в тетрадь слова «квадрат, Солнце, тетрадь) Работают с орфографическим и этимологическим словарями. Читают текст упр 13 стр 47 (происхождение слова терадь) Вывод-из учебника можно получить много новой информации |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
|
Оценивают объективные трудности.
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Осуществляют самоконтроль. |
|||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|||||||||
|
Называет домашнее задание
Дети получают «ключики» с написанными на них заданиями 1. Из толкового словаря узнайте обо всех значениях этого слова. 2. Из этимологического словаря узнать происхождение слова «ключ» 3 Желающим предлагается показать многозначность слова в рисунках 4 Задание повышенного уровня. Составить небольшой рассказ по одному из значений слова |
Осознанно фиксируют информацию.Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию.
Воспринимают информацию, выбирают уровень.Высказывают желание выполнить индивидуальные задания.
|
|||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|||||||||
Выявление уровня осознания содержания пройденного | Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке. Дочь удивилась:- Мерзнешь ты И в летние денечки? Ты не поймешь, еще мала,- Вздохнула мать устало А дочь кричит:- Я поняла!- И тащит одеяло. Почему дочка не поняла маму? Слово теплота однозначное или многозначное? От чего маме стало бы теплее? Чего мама ждала от дочки? Грубые, обидные, резкие слова не красят самого говорящего. Пополняйте свой словарный запас словами умными и добрыми, от которых окружающим станет теплее |
Отвечают на вопросы учителя | Совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика |
|
|||||
Рефлексия | Самооценка «Как я работал на уроке?» |
|