Квест как одна из форм внеурочной деятельности

№ 111

Елена КОЗИНА, Елена ЗАГАЙНОВА,

учителя английского языка средней школы №39 г. Казани

В соответствии с ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность, поскольку с одной стороны становится возможным создание уникальной языковой среды, способствующей освоению иностранного языка, с другой стороны появляется огромный спектр возможностей организации деятельности для формирования всесторонней личности, обладающей всеми навыками УУД.

Когда-то в детстве мы с удовольствием искали спрятанные сокровища или зарытый клад. Эту игру организовывали вожатые в лагере или мы сами для наших младших братьев и сестер. Игра Treasure hunt, или Поиск клада, всегда была популярна у школьников во всех странах. Теперь это модная игра под названием «Quest» – «Квест».

Что такое квест? В переводе с английского это поиск, предмет поисков, приключений. В реальной жизни квестом называют салонную или уличную игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определённому результату. В поисках используются условные схемы, различные загадки, ребусы, скрытые ориентиры и т.д.

Чем же так привлекательны квесты для внеурочной деятельности? Подобные игры считаютя развивающими, поэтому приносят большую пользу как детям, так и взрослым. Если говорить о малышах, то подобные задания способствуют развитию их личности, заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, проявлять сообразительность, то есть, расти личностно. Квесты также учат детей взаимодействовать  друг с другом, общаться, помогать. Принимая участие в квестах, ребёнок открывает в себе новые способности, получая при этом яркие эмоции, незабываемые впечатления, адреналин в крови.

Наш первый внутришкольный квест «Treasure hunt» прошёл во время весенних каникул 2016 – 2017 учебного года. Он был сделан для младших школьников, учащихся I – IV классов, отдыхающих в школьном лагере «Rising Stars». Квест был составлен на английском языке и его целью было познакомить ребят со спецификой нашей школы, кабинетами английского языка. Маршрут охватывал все этажи основного школьного здания, которое мало знакомо учащимся младшей школы, так как их учёба протекает в другом корпусе. Таким образом, основная идея была не только занять детей, дать им подвигаться, но и познакомить со школой. Все команды квеста были написаны на английском языке: что делать, куда идти дальше, что искать и т.д.

Квест начинался с кабинета AFS и рассказа об участии нашей школы в этой международной программе по обмену студентами. Здесь дети получили первые задания, в т. ч. назвать страны, из которых к нам приезжали на учёбу иностранные студенты. На карте мира, висящей на стене кабинета, эти страны выделены цветом. Далее дети получили указание на следующий пункт маршрута. Предварительно мы пообщались с умной доской кабинета и повторили глаголы движения, некоторую лексику и счёт. За правильные ответы дети получили первую букву в конверте для составления ключевого слова в финале. Затем дети отправились по маршруту, указанному в записке: «Go left, downstairs, along the corridor on your right…», спустились в раздевалку, где им предстояло найти «something big and brown with four legs and three drawers» — стол, где была спрятана следующая записка: «9/6 in a red bag under the tenth ABC letter» – «В секции 9/6, в красном мешке, под десятой буквой английского алфавита». Трудность заключалась в том, что в секции 9/6 висело много разных мешков, в том числе и красных. Надо было найти тот, который располагался под буквой G – десятой буквой английского алфавита.

Маршрут квеста предполагал знакомства с кабинетами английского языка, где детям  только предстояло учиться. Так произошло знакомство с кабинетом англо-американской литературы №6. Чтобы узнать номер кабинета, нужно было посчитать количество птичек в школьной рекреации на втором этаже. Ответив на вопрос, чей портрет висит на стене (В.Шекспир) и получив информацию об этом кабинете, школьники находят следующую подсказку – конверт под партой №3 в первом ряду у окна. В комнате лежало несколько конвертов, но нужно было выбрать только один.

В процессе квеста дети побывали в кабинете музыки, где они спели известные им песни на английском языке. В рекреации перед спортивным залом им надо было пересчитать кубки, завоёванные учащимися нашей школы в различных соревнованиях. Число кубков (68) указывало на страницу книги, название которой нужно было составить из полученных по мере выполнения заданий букв. Последний пункт квеста – открытая библиотека на третьем этаже, с которой многие дети познакомились впервые. Там они с удовольствием покопались в книгах, нашли загаданную книгу «Harry Potter and the Goblet of fire», где на странице 68 их ждало указание вернуться в свой класс и получить приз.

Проанализировав наш первый квест, мы сделали выводы и считаем, что для успешного и организованного проведения необходимо регулировать количество детей в группе (не более 15 человек), дети должны быть разного возраста, необходимо участие не менее двух взрослых. Можно сделать одновременно два маршрута со сходными заданиями, чтобы они не пересекались и лишь на финише были объединены единым заданием, а именно составлением названия нужной книги из букв, полученных в ходе прохождения промежуточных этапов квеста. Всегда должен присутствовать multiple choice (множественный выбор), чтобы дети осознанно выбирали конверт, исходя из задания.