Космическое путешествие с Лунтиком

№ 175

(Интегрированная ООД в старшей группе)

Гульназ ХУЗИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №328  г. Казани

Цель. Формирование деятельностной, информационной, здоровьесберегающей, коммуникативной компетентностей детей.

Задачи:

образовательные: формировать целостную картину мира, путём расширения знаний и представлений детей о космосе; закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить навыки детей в счете, умении соотносить число с цифрой; учить образовывать существительные в именительном падеже и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить координировать речь с движениями; упражнять в умении конструировать по образцу;

развивающие: развивать мышление, речь, внимание; развивать коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, желание помочь товарищам.

Материалы и оборудование: наклейки – бейджики по количеству детей, музыкальный проигрыватель, фонограммы, карта путешествия, карточки с изображениями планет, карточки – символы «Математика», «Речь», «Конструирование», «Спорт», набор плоскостных геометрических фигур, 2 обруча, карточки – символы «с углами», «без углов», карточки с цифрами, геометрические фигуры для игры «Танграм», фигурка Лунтика, конфеты.

Ход НОД

I. Организационный момент

(В группу входит воспитатель, переодетый в клоуна Ириску.)

Ириска. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Ириска. Сегодня я пришла к вам в гости, но не просто так. Я много о вас слышала. Говорят, что вы очень любите приключения. Это правда?

Дети. Да.

Ириска. Значит, я не ошиблась! Уф, наконец-то мне повезло. А вы мне правду сказали?

Дети. Да.

Ириска. А путешествовать вы любите?

Дети. Да.

Ириска. Хорошо, тогда давайте знакомиться. Садитесь на ковёр, как вам удобно, но лучше в кружок, чтобы мне было всех видно, потому что мы будем знакомиться играючи. (Дети рассаживаются на ковре.)

Ириска. Вы любите наклейки?

Дети. Да.

Ириска. Тогда смотрите. Вот у меня есть наклейка, здесь написано моё имя. зовут меня, кстати, Ириска, и приклею её к себе на майку. А ещё у меня есть много наклеек с разными именами. Я буду их называть, чьё имя прозвучит, должен подать знак, и наклейка будет его. Приклейте их себе на одежду. Договорились?

II. Основная часть.

Ириска. Вы сказали, что любите приключения. Тогда послушайте, какая однажды приключилась невероятная история. (Включается фонограмма к мультфильму «Лунтик».)

Ириска. Узнали героя этого мультфильма?

Дети. Это – Лунтик.

Ириска. Он сегодня пришел вместе со мной к вам гости. (Показывает фигурку Лунтика.) Он очень хочет вернуться к себе домой, к маме и папе. Но он забыл дорогу обратно. Поможете Лунтику?

Дети. Поможем.

Ириска. Но для этого надо проделать нелёгкий путь. Отправиться в космическое путешествие. Вы готовы?

Дети. Готовы.

Ириска. А вы знаете, что такое космос? (Дети дают свои варианты ответов.)

Ириска. Космос – это огромное безвоздушное пространство с множеством космических тел. А какие космические тела вы знаете? (Дети перечисляют известные им космические тела.)

Ириска. Правильно, это и планеты, и звезды, и кометы. И сегодня мы отправимся в путешествие по планетам, чтобы найти дорогу к дому Лунтика. А чтобы не сбиться с пути, что нам нужно иметь при себе?

Дети. Карту.

Ириска. Я так и знала, что нам она пригодиться. И я прихватила её с собой. (Ириска показывает детям карту космического путешествия, дети определяют маршрут путешествия.)

Ириска. Ой, а на чём же мы полетим в космос?

Дети. На ракете.

Ириска. Тогда скорее готовимся к полёту. Одеваем одежду космонавтов и садимся на стульчики.

(Видеополет на космос. На магнитной доске – Солнечная система.)

Ириска. Итак, мы с вами прилетели на первую планету. Она называется Марс. Что вы знаете о Марсе? (Ответы детей.) Марс в 2 раза меньше Земли. Марс с Земли кажется красным, поэтому люди называют его красной планетой. Когда космические корабли побывали на Марсе и сфотографировали его, люди поняли, что красным он кажется из-за цвета почвы, она на Марсе красно-бурого цвета. Марсианское небо не голубое, а тускло-розовое, потому что в атмосфере Марса постоянно находятся частички красной пыли. Можно ли дышать на Марсе?

Дети. Нет.

Ириска. Жители этой планеты приготовили для вас испытание. Вы готовы его пройти?

Дети. Да!

Ириска. Что же вам надо сделать? А вот и подсказка! (Показывает карточку – символ «Математика».) Вы догадались, что надо будет делать? (Ответы детей.) Марсиане хотят проверить ваши знания по математике.

Игра «Собери фигуры правильно»

(На полу разложены геометрические фигуры, в стороне от них два обруча. Детям надо разложить фигуры в обручи, в соответствии со знаками — обозначениями «с углами», «без углов». Объяснить свой выбор.)

Игра «Считай, называй, показывай»

(Дети делятся на 2 команды. Считают все фигуры одного вида в своих обручах и показывают нужную цифру.)

Ириска. Молодцы! Вы отлично справились с заданиями марсиан. Они отпускают вас дальше путешествовать. Мы летим на следующую планету. (Видеополет на космосе.)

Ириска. Мы с вами прилетели на планету Юпитер.Юпитер самая большая планета Солнечной системы, она в 1300 раз больше Земли. Но, несмотря на большие размеры, на Юпитере нет твердой поверхности. Как вы думаете, из чего состоит поверхность Юпитера? (Ответы детей.) Юпитер состоит из жидкости и газа. Может ли человек высадится на Юпитере?

Дети. Нет.

Ириска. Правильно, поэтому мы высадились не на самом Юпитере, а на его самом большом спутнике – Европе, которая размером с нашу Луну. Жители Юпитера тоже приготовили для вас задание. Готовы?

Дети. Да!

Ириска. Что же вам надо здесь сделать? А вот и подсказка! (Показывает карточку – символ «Речь».) Вы догадались, что надо будет делать? (Ответы детей.) Они хотят проверить, как вы умеете правильно играть в речевые игры.

Речевая игра «Один-много»

(Детям называются герои мультфильма, они должны образовать множественное число в им. п. (Божья коровка – божьи коровки, кузнечик -–кузнечики и т. д.)

Речевая игра «Назови ласково»

(Дети должны назвать героев мультфильма, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (гусеница – гусеничка, жаба – жабочка, пчела – пчёлка, паук – паучок, червяк – червячок.)

Ириска. Отлично! Жители Юпитера отпускают вас и желают вам доброго пути. (Видеополет на ракете.)

Ириска. Хорошо! Вот мы и на следующей планете. Это – Меркурий, самая близкая к Солнцу планета. Днём здесь очень жарко, а ночью очень холодно. Эту планету назвали в честь бога Меркурия, который был вестником богов. У него были крылья на головном уборе и на сандалиях, что позволяло ему стремительно путешествовать по свету. Планета Меркурий получила своё название потому, что быстрее остальных планет обращается вокруг Солнца. А чтобы быстро бегать, каким надо быть? Что надо делать? (Показывает карточку – символ «Спорт».)

Дети. Надо быть сильными, выносливыми. Надо заниматься спортом.

Ириска. Правильно. А ещё надо делать зарядку. Вы делаете зарядку?

Дети. Да!

Ириска. Жители планеты Меркурий хотят, чтобы вы их тоже научили зарядке. Вы согласны?

Дети. Да! Согласны.

Ритмическая гимнастика

Ириска. Жители Меркурия благодарят вас и разрешают продолжить полёт. (Повторить Упражнение на координацию речи с движением «Ракета».)

Ириска. И вот мы прилетели на планету Сатурн. Эту планету легко узнать. Почему?

Дети. У Сатурна есть кольца.

Ириска. Правильно. Кольца Сатурна светятся и состоят из частиц льда и каменных обломков. Самые большие обломки достигают размеров шестиэтажного дома. Сатурн самая лёгкая планета Солнечной системы. Жители Сатурна тоже хотят с вами поиграть, посоревноваться. Вы готовы?

Дети. Да!

Ириска. Что же вам надо здесь сделать? А вот и подсказка! (Показывает карточку – символ «Конструирование».) Вы догадались, что надо будет делать? (Ответы детей.) Вам надо для сатурианцев сделать ракету для полётов в космос. (На планшетах – презентация «Собери планеты».)

Ириска. Ну, вот. Все планеты посетили, все задания выполнили, теперь нам пора и на Луну. (Видео.) Летим домой.

Ириска. Наконец-то наше путешествие подошло к концу, вы помогли Лунтику добраться до дома. На прощание давайте научим его играть в игру с пальчиками.

Пальчиковая игра «Телескоп»

Посмотрю сейчас на небо (смотрят через сложенные пальцы обеих рук правым глазом)

Я в огромный телескоп.

И увижу то, что раньше (смотрят через сложенные пальцы обеих рук левым глазом)

Я увидеть бы не смог.

Вижу звёзды и планеты, (загибают по очереди пальцы на руках, перечисляя увиденное)

Астероиды, кометы,

Вижу спутники планет.

Жаль, летающих тарелок (смотрят в «телескоп» правым глазом)

В этом телескопе нет. (смотрят в «телескоп» левым глазом)

Ириска. Молодцы! А сейчас пришло время прощаться с Лунтиком и возвращаться домой. (Дети прощаются с Лунтиком и рассаживаются на ковре.)

III. Рефлексивный анализ

Ириска. Ну что, устали? Как ваше настроение? Вам понравилось путешествие? Что вы нового узнали в этом путешествии? Что вам больше всего понравилось? А что для вас было труднее всего? А если бы Лунтик прилетел к вам в гости ещё раз, чему бы вы ещё смогли его научить? (Ответы детей.)

Сюрпризный момент

Ириска. Ребята, я в вас нисколько не сомневалась. Поэтому приготовила для вас сюрприз. Смотрите, это конфеты! Угощайтесь на здоровье! (Ириска раздаёт детям конфеты, прощается и уходит.)