Коррекция агрессивного поведения у младших школьников в системе тренинговых занятий

 

Юлия БАРЫШНИКОВА,

учитель начальных классов

 школы № 117, г. Казани

Актуальность: На сегодняшний день проблема агрессивного поведения очень  значима. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей младшего школьного возраста с проявлениями агрессивности.

Решение проблемы агрессивного поведения младших школьников особенно важно, так как данный возрастной этап – этап закрепления самооценки, формирования понимания норм и правил, становления навыков саморегуляции, которые впоследствии будут обуславливать поведение детей в более старшем возрасте. Закрепившись как устойчивое проявление личности, агрессивное поведение будет мешать гармонично развиваться и строить конструктивные отношения с окружающими а так же оказывать неблагоприятное влияние на образовательную деятельность.

Цель тренинговых занятий: снижение уровня агрессивного поведения.

Задачи тренинговых занятий:

  1. формирование позитивного отношения учеников друг к другу;
  2. формирование позитивного отношения к себе;
  3. развитие коммуникативных умений;
  4. развитии эмпатии и сенситивности.

Содержание упражнений тренинга коррекции агрессивного поведения младших школьников

Занятие №1.

Упражнение  «Ассоциации на агрессию» (ученики называют то, что у них ассоциируется с агрессией. Ассоциация может быть любой.)

Упражнение «Я злюсь, когда…» (ученики продолжают предложение, вспоминаю случаи или примеры поведения других людей, которые вызывают у них злость.)

Упражнение «Рисунок агрессии» (ученики изображают агрессию – в прямой или символической форме.)

Занятие №2

Упражнение «Противоположные эмоции» (ведущий называет эмоцию, участники называют эмоцию противоположную)

Упражнение  «Угадай чувство» (ведущий готовит карточки с названиями эмоций, дети по очереди вытягивают карточки и показывают остальным. Группа угадывает.)

Занятие №3

Упражнение «Выйти из круга» (ученики выстраиваются в круг, выбирается один ведущий. Его задача – выйти из круга каким – либо способом, кроме физического  насилия.

Обсуждение: какие способы вы использовали? (просьба, агрессивное поведение, угроза, обман, отвлечение и т.п.); какие  способы были самыми эффективными?

Ролевые игры: учитель просит ребят  рассказать ситуации, в которых они сталкивались с агрессивным поведением. Затем выбирается несколько ситуаций и  разыгрыватся с заменой агрессивного поведения на конструктивное.

Занятие №4

Ученикам предлагается разделиться на пары, встать лицом друг к другу. “Стойте на одной ноге, не сходя с места. Устоять трудно. Подайте друг другу руки. Вы видите, теперь устоять легче. Так бывает всегда, когда люди помогают друг другу.

“Щепка и ручей”. (ученики становятся в две шеренги, образуя “реку”, а один участник играет роль “щепки”. “Щепка” плывет по течению “реки”. “Вода ласкает щепку”, т.е. участники поглаживают так называемую “щепку”)

Занятие №5

  1. “Совет класса”. (Придумайте проступок. К примеру: мальчик разбил стекло. Обсудите поведение провинившегося, характер проступка, последствия. Определите наказание. “Провинившейся” (кто-то играет его роль) оправдывается, как может.)

Занятие №6

Пантомима. (Ученикам раздаются карточки, в которых написан какой-либо предмет или чувство. Предлагается средствами пантомимы изобразить этот предмет или чувства. (Например: будильник, ромашка, любовь, окно, кружка, дождь, веселье.)

Занятие №7

Беседа на тему “О характере”. (Что такое скверный характер? Сделаем вывод, что это эгоизм. Почему люди осуждают эгоизм? Эгоист любит только себя, считает, что все должно быть только для него, не понимает интересы и боль других. Заглянем внутрь себя, нет ли в нас эгоизма? Обсудим, что такое безответственность, что такое лень. Лентяй живет за счет трудолюбивых)

Занятие №8

“Мои достоинства”. (Работа со своими привычками, чертами характера, которые можно отнести к достоинствам личности. Возьмите лист бумаги, напишите крупными буквами “Мои достоинства” и запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас. Обсуждение. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.)

“Страховка” (Ученики делятся по парам. В каждой паре один участник встает за спиной другого. Впереди стоящий, не сходя с места и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоления определенной естественной робости. Стоящий за ним участник подхватывает его. Обсуждение)

Занятие №9

Беседа на тему “Об обиде и обидчивости”. Рисунок обиды.

Занятие №10

Работа с ассоциативным рядом “конфликт” (Каждый ученик говорит, с чем ассоциируется слово “конфликт”. Какой образ подсказывает ваше воображение? Двоим ученикам предлагается разыграть ссору или спор. Третий ученик сначала подзуживает, подливает масло в огонь, а затем напротив, успокаивает, мирит. Обсуждают ситуацию и делают вывод, как лучше поступить.

Занятие №11

“Добрый” и “злой” мяч. Встать в круг. Перебрасывать друг другу мяч. Бросать по-доброму, по наклонной  так, чтобы его было легче поймать (“добрый” мяч), и бросать резко, в лицо, так, чтобы ударить и чтобы его было трудно поймать (“злой” мяч). Когда было легче ловить мяч? Обсуждение.

«Скульптор» Участники делятся на группы  по три человека и выбирают “скульптора”. Он строит скульптурную группу “конфликт” и занимает свое место в ней.

Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у “скульптур” чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились у скульптур в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.

Занятие №12

Ученикам предлагается вспомнить свой самый хороший поступок, каким до сих пор можно гордиться, и самый плохой, за который до сих пор стыдно, и рассказать о них; вспомнить случай, когда вы совершили дурной поступок, но вас простили. Вспомнить, когда по отношению к вам был совершен дурной поступок, когда вас обидели, а вы простили. Что приятнее прощать или копить в душе зло? Обсуждение

“Без маски”. Нужно по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, написанную на ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.

“Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…”

“Мне очень трудно забыть…”

“Мне бывает стыдно, когда…”

“Особенно меня раздражает то, что я…”

“Особенно меня раздражает в людях…”

“Я люблю, когда…”

Занятие №13

“Я хочу тебе подарить…” (ученик обращается к соседу с фразой “Я хочу тебе подарить…” Тот в свою очередь благодарит и “делает подарок” соседу.

Беседа на тему “Быть уверенным в себе, но не самоуверенным”.

Занятие №14

Ученикам предлагается хаотично двигаться по комнате  и тому человеку, с кем они сталкиваются, сказать что-то очень хорошее, поблагодарить взглядом, объятием, словом, рукопожатием.

“Чемодан”. (В этот “чемодан” складывается то, что, по мнению группы, поможет участнику в общении с людьми, т.е. положительные качества, которые группа особенно ценит в человеке. Важно напомнить об отрицательных качествах. Каждый ученик должен получить свой “чемодан”.

Занятие №15

“Каким я был, каким я стал”.

Ученики рисуют, какими они были и какими они стали. Обсуждается, изменилось ли что-нибудь  и в какую сторону (в положительную или отрицательную