Кому повем печаль мою?

№ 192

(По рассказу «Тоска» А.П. Чехова)

Резеда БАДЕРТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Иляксазской основной школы Сармановского района

Цели урока:

– формирование способности учащихся к новому способу действия;

– расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Задачи урока:

– продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на особенностях художественного своеобразия произведения: закрепление теоретических сведений о художественной детали, развитие представлений о жанровых особенностях рассказа;

– продолжить знакомство с искусством психологического анализа в рассказах;

– воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные;

– развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П.Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;

– продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова;

–воспитание сочувствия, сострадания к несчастным судьбам героев и чуткости к людям.

Формируемые УУД:

личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование;

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: проектор, нетбук, толковый словарь С.И.Ожегова, презентация.

Ход урока

  1. I. Организационный этап

Эмоциональная настроенность на урок.

  1. II. Слово о писателе

Учитель. Ребята, мы с вами на прошлом уроке начали изучение биографию и творчество А.П.Чехова. (1-й слайд) А на этом уроке рассказ «Тоска» станет предметом нашего анализа, он был написан писателем в 1886 году. (2-й слайд)

Проблемы, которые поднимал в своих произведениях А.П.Чехов актуальны и сейчас. Скажите, ребята, кем он был по профессии?

Учащиеся. Врачом.

Учитель. Да, врачом, поэтому он был внимательным, чутким человеком не только к физической боли, но и духовному уродству людей. Замечал все жизненные явления и исследовал их. Антон Павлович видел бездуховность, пессимизм общества, выступал против бездействия, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины», – сказал М.Горький.

Чехов раздражался сытому мещанскому счастью окружающих, страдал оттого, что обывательщина уничтожала красоту человеческих отношений. Отсюда и тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его внутренним страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

III. Анализ рассказа «Тоска»

  1. Словарная работа. (3-й слайд)

Учитель. Обратимся к толковому словарю под ред. С.И.Ожегова.

Тоска (пишем на доске). 1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

Учитель. Ребята, когда у человека появляется душевная тревога, уныние? Учащиеся. Когда ему плохо на душе; некому рассказать  о своем горе; когда ему одиноко.

Учитель. Правильно, когда одиноко. Значит, мы сегодня будем говорить об одиночестве человека среди людей.

Пишем тему: «Тема одиночества человека в мире». (На доске.) (4-й слайд)

Почему же писатель выбрал слово тоска для названия? Как вы думаете? Может быть, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность.

Дома вы должны были прочитать рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тексту рассказа.

  1. Фронтальная беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ? (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодом.) (5-й слайд)

– Какое на вас впечатление производит зимний вечер? (На душе сумрачно, холодно и одиноко.)

– Играет ли какую-нибудь роль данное описание? (При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека.)

– Кто такой Ион и как он себя чувствует? (Главный герой. Ему тоскливо, плохо.)

– А почему ему плохо? (У него умер сын.)

Учитель. Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, можно ли как-то помочь этому человеку? Как? (Может. Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения.)

– А пытался ли Иона рассказать кому-либо о своём горе? (Да.)

– Кому? (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

– Остановимся каждому из этих людей по отдельности. Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

1) Встреча Ионы Потапова с военным. (Чтение отрывков по ролям.) (6-й слайд)

– Обращаем внимание на выражения: «закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать», «были бы только седоки…», «видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди».

2) Встреча Ионы Потапова с горбачом. (7-й слайд)

– Обращаем внимание: Все помрем… «…не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?»

3) Встреча Ионы Потапова с дворником. (8-й слайд)

– Обращаем внимание: а) «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…» …и решает заговорить с ним. б) Милый, который теперь час будет? в) Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!

4) Встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком. (9-й слайд)

– Обращаем внимание: «Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить».

– Итак, сделаем вывод:

Иона находится среди людей, но его слова никто не слышит, потому что люди равнодушные, они не умеют чувствовать боль другого человека, не способны к состраданию. Его горе никого не интересует. Каждый живет сам по себе.

– Кому Иона смог излить душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.) (10-й слайд)

– Почему он решил рассказать ей всё? (Лошадь для него кажется родственной душой, Иона лишился сына, а лошадь лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». В этом «бездушном» городе – это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

– Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка.)

– Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да. Презрительная лошаденка– лошадь–к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

– Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа. Как вы объясните многоточие?

– Какие художественные средства использует А.П.Чехов, чтобы передать тоску героя?

– Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

– Как вы понимаете смысл эпиграфа? (11-й слайд) (Рассказать некому, знает только сам человек и Бог.)

– Да, люди оказались равнодушными. А равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей. Он хочет, чтобы выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать…

Чехов, как доктор человеческих душ, как психолог во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть внимательными, чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, не быть равнодушными и безразличными.

  1. Работа по теории литературы: жанровые особенности рассказа, хронотоп, понятие «маленького человека» в литературе.

Учитель. Герой произведения писателя – не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни. Чехов обратил внимание на проблему людской глухоты, что постепенно утрачиваются истинные духовные ценности. При этом для писателя важны не размышления героя по поводу безучастия окружающих людей, а его эмоции и переживания. В рассказе говорится о том, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других, а эта похожесть (в масштабе человечества) пугает, заставляет переосмыслить многое.

– Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора – в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом большая роль отводится композиции, организации пространства и времени, детали.

  1. IV. Рефлексия

– Ребята, что нового вы открыли для себя вы на этом уроке? (Ответы учащихся.)

– Как вы думаете, актуален ли рассказ А.П.Чехова «Тоска», написанный в 1886 году сегодня? (Ответы учащихся.)

  1. V. Задание на дом
  2. Написать в тетрадях художественные средства, которые использует Чехов, чтобы передать тоску героя.
  3. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое одиночество?» (12-й слайд)