Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Лейсан СИРИНОВА,
воспитатель
детского сада №39 г. Казани
Аннотация: Данная статья посвящена педагогам и родителям в развитии творческой личности через сказки. Выяснить как работает сказкотерапия, как помогает ребенку разобраться в различных ситуациях.
Ключевые слова: сказкотерапия, психотерапия, детские проблемы, капризы, привередливость, отказ от еды, сна, гигиенических процедур, агрессивность, застенчивость, эмоциональное развитие, изменение поведения, положительный опыт, воображение, мышление, коррекция поведения, анализ сказок, рисование, семейное чтение.
Существует очень много разновидностей психотерапии, но самая главная – это сказкотерапия. Как она работает?
Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. Он является лучшим методом мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием.
К самым частым относятся: капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур; неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах; агрессивность, плохое отношение детей, застенчивость, робость.
Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Сказки, для людей остаются самыми приятными воспоминаниями, ведь волшебная и увлекательная история с главными персонажами всегда заканчивается победой добра над злом. Ведь через сказку передаются такие ценности как – эмоциональное насыщение, изменение поведения, позитивный опыт, знакомство с человеческими отношениями.
Сказка соединяет наше сознание с миром образов, эмоций, с глубоким переживанием. Ребенку, застрявшему в какой–то проблеме можно с помощью сказки найти выход из травматической ситуации к ее решению, посмотреть на проблему с другой стороны, передать жизненный опыт и житейские мудрости, развивать мышление, воображение, корректировать поведение сравнивая себя с главными героями. Исследователь мифологии профессор, Нил Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, которая поможет найти правильный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время Татьяна Дмитриевна Зинкевич–Евстигнеева предлагает много сказок, включающих в себя народные и авторские сказки с псих коррекционными, психотерапевтическими методиками включающих философию и культуру разных стран. Для дошкольников следует подбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:
– бытовая – «Колобок», «Каша из топора» и другие
– волшебные – «Кот в сапогах», «Морозко» и другие
– поучительные – «Федорина горе», «Золотая рыбка» и другие
– героические – «Сивка–бурка», «Илья Муромец» и другие.
Где рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной и способ ее преодоления.
После чтения сказки необходимо совместно с ребенком разобрать сказку, сделать анализ. Ребенок должен самостоятельно оценить поведение отрицательных и положительных героев, рассказать, что его порадовало, удивило или испугало. Для того чтобы разобраться в страхе ребенка нужно предложить изменить конец сказки или поведение героя. Так педагоги и родители смогут понять, что ребенка взволновало и потрясло. Полученный терапевтический опыт является самым полезным и главным в реальной жизни дошкольника.
С помощью изобразительных средств самостоятельно или вместе со взрослыми ребенок получает возможность отразить свои отрицательные чувства на бумаге – это поможет избавиться от них. Поэтапное рисование способствует убедиться в том, что с помощью личных качеств и способностей возможно решить почти любую проблему, достичь –поставленной цели, выйти победителем.
Педагоги прививают интерес к сказкам, желание слушать их с раннего возраста. Заинтересовавшийся прослушиванием сказок ребенок в детском саду переносит свой интерес в семью, и не смотря на наличие интересных игрушек, мультфильмов, сам просит родителей почитать сказки. Чтение в слух необходимо для развития эмоционального, образного мышления, речи, совершенствования родного языка.
Не рекомендуема родителям читать несколько сказок ребенку за вечер, необходим перерыв, для осознания услышанного. Не пытайтесь заменить сказки просмотром мультфильмов, ссылаясь на занятость. Перед чтением пробегите глазами текст, в современных интерпретациях можно встретить различные высказывания, поэтому замените сказку или действия главных героев на более мягкие, неотражающие негатив, агрессию. Таким образом, сказку можно слушать, смотреть, читать, играть и учиться со временем получая большой жизненный опыт.