К некоторым вопросам подготовки участников олимпиад по истории и обществознанию

№ 144

Арслан ЮЛДОШЕВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории гимназии-интерната №4 г. Казани

Разбирая вопрос подготовки участников школьного олимпиадного движения по истории и обществознанию, хотелось бы, в первую очередь, обратиться к определению кто же такой олимпиадник? Многие скажут, что это – одаренный ребенок, активно развивающий и проявляющий свои способности и задатки и достигающий успеха. И будут права.

Однако, по опыту участия во Всероссийских олимпиадах школьников, что не всех победителей и призеров даже регионального этапа олимпиад мы можем назвать одаренными, т. е. мотивированные дети, грамотно подготовленные учителями, прекрасно освоившие определенный материал и показавшие в нужный момент необходимый результат.

Отсюда возникает вопрос: «Можно ли подготовить призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, не имея у себя в школе явно одаренных детей?» Да, возможно.

Здесь требуется сделать небольшую ремарку к данному ответу. В последние годы отношение и статус олимпиад изменился: выплачиваются гранты и премии учителям и учащимся, даются льготы при поступлении в вузы. Все это не может не сказаться на ужесточении конкуренции среди олимпиадников и учителей и является объективным фактором. К примеру, детей уже с ранних классов, как «пылесос» начинают отбирать и забирать к себе школы, ставящие своей приоритетной целью победы на школьных олимпиадах, ведется подготовка к олимпиадам с привлечением профессорско-преподавательского состава университетов, что не может не радовать. Однако проявляются и негативные факторы: участники на муниципальном этапе готовы списывать и использовать телефоны для достижения цели, учителя, составляющие задания «сливают» задания и ответы, что является примером весьма «недобросовестной» конкуренции. Все это накладывает определенный негативный отпечаток на олимпиаду, где, оказывается, побеждают не только самые одаренные, но и беспринципные.

Говоря же о внешних условиях подготовки к олимпиаде, хотелось бы обратить на следующие моменты. Первое, это триединство времени, места и участников. Из собственного опыта подготовки к олимпиадам, могу сказать, что это является весьма важным фактором на первоначальном этапе запуска группы. Обучающиеся должны привыкнуть к тому, что каждую неделю в одно и тоже время, в одном и том же месте, с одними и теми же людьми, они занимаются олимпиадной подготовкой. Это является весьма системообразующим и дисциплинирующим фактором в работе с учащимися.

Так же в качестве небольшого дополнительного мотива к данной системной работе, можно организовывать небольшой уголок для кофе-брейка с кулером или чайником, снеками и другими сладостями. По опыту моей работы могу сказать, что это благоприятно сказывается на подготовке, учащиеся чувствуют себя более комфортно и могут перекусить во время перерыва.

Следующим вопросом является количественный и качественный состав групп по подготовке к олимпиаде. Из десятилетного опыта работы с одаренными детьми, мною был сделан вывод, что оптимальным представляется работа с 3 – 4 детьми. Это дает возможность учителю создать индивидуальную траекторию развития каждого учащегося, отслеживать прогресс и развития по представленной траектории и в случае необходимости, вносить определенные коррективы. План работы должен составляться примерно на полгода, максимум год и цели, поставленные перед обучающимися должны быть весьма осязаемы. В современных условиях изменчивости и динамичности, планирование на 2 – 3 года возможно только для учителя или школы. Обучающиеся в силу своего возраста и мировоззрения тяжело представляют отдаленную перспективу сроком 2 – 3 года, так как их жизненные принципы и цели могут меняться буквально на глазах. Поэтому, кроме выше сказанного, для поддержания мотивация и стремлений олимпиадников, крайне рекомендуется привлекать их к участию в университетских олимпиадах и научно-практических конференциях, проводящийся, как правило, в конце зимы или весной. Это позволит занять их во втором учебном полугодии, когда региональные этапы олимпиад ВсОШ завершаются и в случае непопадания на заключительный этап, реализовывать себя на таких площадках.

Следующим моментом нашего рассмотрения служит качественный состав участников группы олимпиадной подготовки. Благодаря успешному опыту подготовки, я пришел к выводу, что группа должна состоять из разновозрастных участников. В группе должны быть один или два опытных олимпиадника, которые могут в определенных случаях оказать методическую и психологическую помощь более младшим участникам. Они обычно играют определённую социальную роль ориентира, служат образцом и моделью успеха на уровне «вытянутой руки», особенно необходимого для подражания в младших и средних классах. Они учатся в той же школе что и они, у того же учителя, что и они, и это, несомненно, стимулирует обучающихся, которые находятся на этапе приобщения к олимпиадному движению. В идеале, высшей точкой развития данного формата олимпиадной подготовки является система, когда более старшим и опытным участникам олимпиад делегируются полномочия олимпиадного тренера и они готовят вновь прибывших участников. Тем самым учитель освобождается от определённой рутиной работы по объяснению азов, опытные олимпиадники повторяют и более углубленно изучают пройденный материал в контексте теоретической подготовки. Но более важным здесь выглядит формирование определённого социального статуса, в которым, с одной стороны, идет публичное признание заслуг учащегося, а с другой, развитие самодисциплины и стремление соответствовать предложенному социальному статусу. Но нужно также учесть и риски. По отзывам учителей, многие успешные олимпиадники, достигшие определенных «высот», страдают повышенным самомнением и завышенными ожиданиями. Поэтому в качестве профилактики данного риска, следует проводить встречи с успешными выпускниками других школ, прививая обучающихся от данных перегибов.

И последний вопрос, который хотелось рассмотреть, это взаимодействие основной образовательной программы и олимпиадной подготовки. Из опыта общения с преподавателями из Москвы, вследствие огромного денежного стимулирования олимпиадного движения, многие учащиеся и школы отказываются от основного образования, посвящая все свое время олимпиадной подготовке. Все это не может не сказаться на дальнейшей социализации обучающихся. Поэтому, на мой взгляд, идеальным способом развития взаимоотношений основного образовательного процесса и олимпиадной подготовки представляется вариант, когда объем олимпиадной подготовке в обучении увеличивается с продвижением учащегося по уровням ВсОШ, а требования по другим предметам уменьшается. Здесь также присутствует риск пренебрежительного отношения олимпиадника к другим предметам, которое возможно решить только тесно взаимодействуя с педагогическим коллективом и руководством школы.

Подводя итог данному краткому обзору проблем, с которыми приходиться сталкиваться в ходе олимпиадной подготовки обучающихся, мне хотелось сказать, что работа в данном направление необходимо еще больше развивать и продвигать создавая здоровую и эффективную конкуренцию среди учащихся, позволяющая им самореализовываться.