Изучение стихотворения «Зима» И.Сурикова

№ 177
Ляйля ГАЙНУЛЛИНА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №12 им. Ф.Г.Аитовой г. Казани

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством И.З.Сурикова в процессе анализа поэтического произведения «Зима», литературных приемов для создания образов.

Задачи:

предметные: способствовать развитию полноценного  восприятия произведений художественной литературы, как произведений искусства слова; обучение младших школьников анализу художественного текста; формировать представление о таком литературоведческом понятии, как эпитет; развивать литературоведческие представления о рифме; развивать систему читательских умений; выявить уровень сформированности смыслового чтения; продемонстрировать наблюдения за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; побудить к самостоятельному нахождению рифмующих слов;

личностные: умение оценивать свои достижения, видеть свои слабые и сильные стороны, формирование нравственной позиции учащихся и эстетических чувств, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ;

регулятивные: научить детей самостоятельно формулировать учебную задачу урока, контролировать её выполнение по ходу урока и рефлексировать в конце урока, анализируя удачи и неудачи при достижении учебной задачи, формирования умений предвосхищать, предугадывать результат;

познавательные: научиться высказывать свою точку зрения на события, описанные в произведении, обосновать своё мнение, аргументировать, найти подтверждение своих доказательств в тексте. Овладение навыками смыслового чтения;

коммуникативные: развитие умения сотрудничать со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, прислушиваться к его интонациям, стараться понять, о чём он хочет сказать, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, технические средства обучения; магнитная доска, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок начинается с чтением стихотворных строчек: (Слайд 1)

Настроение бодрое, рабочее у всех.

На уроке ждет нас радость и успех!

В каждом деле нам нужны терпение, удача.

И тогда получим мы знания в придачу!

II. Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка) 

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы. (Слайд 2)

Учитель. Прочитать строчки с чувством радости, грусти, удивление.

А теперь прочитать  выразительно.

Учитель. Помните, что один и тот же текст можно прочитать по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

III. Актуализация знаний. Открытие новых знаний

Учитель. О каком времени года говорится в этих строчках? (Ответы учащихся.)

– Какую картину они помогают представить? (Ответы учащихся.)

– Какие приемы использует автор для создания образов? (Ответы детей.)

– О какой особенности в словосочетании «звенят березы» идет речь? (Ответы учащихся.)

– Каких поэтов, писавших о различных временах года, вы знаете? (Ответы учащихся.)

– Какую картину можно нарисовать к строчкам поэтического стихотворения? (Ответы учащихся.)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

IV. Формулировка учащимися темы и цели урока

Учитель. Сформулируйте тему урока. Сегодня мы продолжим  изучать тему «Зима». Кто написал эти строчки? (Ответы учащихся.)

Учитель. Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: познакомиться, учиться читать, учиться отвечать на вопросы.

– О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)

Видео-, аудиозапись Ссылка для прослушивания и просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Iqru5O_drWs

Ознакомление с поэтическим произведением. Учащиеся следят по учебнику.

Словарная работа: пеленою, принакрылся, непробудно, божьи, труженик — крестьянин, стужа. (Слайд 3)

Работа над смыслом слов.

Физкультминутка

Учитель. Какие чувства вы испытывали при прослушивании стихотворения?

– Какие слова помогают понять, что наступила зима?

– Найдите в тексте понравившиеся строки. Прочитайте. Почему вами выбраны именно эти строки? (Ответы учащихся.)

– Найдите ответы в тексте.

– Найдите иллюстрацию на с. 76. К каким строкам стихотворения она подходят? Прочитайте.

– Какая интонация соответствует содержанию стихотворе­ния: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.

– Как вы считаете, автор просто описывает картину или любуется ею?

– Какое настроение автора почувствовали?

– Из скольких частей может состоять это произведение?

– О чем идет речь в первой части? О чем говорится во второй части?

– Какую интонацию выберете для чтения?

– Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение в I части (по рядам).

– Со II частью работаем самостоятельно с опорой на правила выразительного чтения.

– Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. О какой особенности поэтических произведений идет речь? (Ответы учащихся.)

– Найти созвучные слова, которые по-другому называются … (рифмой).

Рифма – это одна из особенностей стихотворных произведения.

V. Работа над текстом

Жужжание – чтение.

Чтение про себя.

Чтение по цепочке вслух.

Конкурс чтецов.

Учитель. Какие художественные  приемы использует автор, чтобы передать свои чувства?

Учащиеся. Олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения. (Слайд 4)

Учитель. Вспомним, что такое олицетворение?

Учащиеся. Олицетворить – выразить, представить в образе живого существа.

Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет – образное, художественное определение.

VI. Работа в парах

Учитель. Найтите в стихотворении олицетворения (1-й ряд), эпитеты (2-й ряд) и сравнения (3-й ряд).

Проверка. (Слайд 5)

Учитель. Какова основная мысль этого произведения? Что хотел показать автор? (Ответы детей.)

Учитель. И.З.Суриков написал это стихотворение в 1880 г. незадолго до своей смерти. Он до конца своих дней не переставал восхищаться красотой и совершенством окружающего мира. Поэт умело, непринужденно и удивительно красиво описывает то явление природы, которое мы видим каждый день, но не обращаем на это внимание. В произведениях И.З.Сурикова мы можем увидеть, как он ценит прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.

VII. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением  вы познакомились?

– Что нового узнали на уроке?

– Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

– Какие задания вам понравились? Почему? Чему научились на этом уроке?

– Закончи фразу « На уроке мне было интересно…», « На уроке я научился…».

-Какие трудности испытывали на уроке?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

VIII. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание А: подготовить выразительное чтение стихотворения И.З.Сурикова «Зима» по плану стр. 90, №9.

Задание В: выучить стихотворение И.З.Сурикова «Зима» наизусть.

Задание С: написать сочинение о зиме по плану.