Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе  с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  во внеурочное время (из опыта работы)  

 

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе 

с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

 во внеурочное время (из опыта работы)

 

(Доклад на педсовете)

 

Гульназ ГИЛЬМАНОВА,

учитель-дефектолог

 

Уруссинская школа-интернат для детей

с ОВЗ

Ютазинского района РТ

 

 

Обучающиеся нашей школы с тяжелыми и множественными нарушениями развития, поэтому использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Это слова известного  педагога и писателя  Василия  Сухомлинского.

 

Игры занимают ключевую роль в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, а для детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах они становятся неотъемлемой частью их развития. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и  социальные потребности.

Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б. Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоционального развития, игра помогает обучающимся научиться взаимодействовать с окружающим миром.

Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки,  установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре  развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых  будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности в дальнейшем. В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

В нашей профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционный образовательный процесс.

Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре.

Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры  стали в моей работе с детьми настоящими помощниками.

Вначале, когда дети пришли в сентябре в школу, они были не готовы к новой обстановке, многие и к учебной деятельности, которая требовала напряжения и сил. Уровень воспитанности был низким. Дети не могли управлять своим поведением, участвовать в общей деятельности, принимать систему требований, предъявляемых педагогом. Дети были не готовы ответить на новую для них социальную ситуацию.

В разрешении всех возникших сложностей помогли игры.

В начале года в класс пришли новенькие, поэтому прежде всего, детям нужно было лучше узнать друг друга. Важно было заинтересовать и сплотить детей. Стимулом зарождения благоприятных отношений в группе стала организация их совместной деятельности на основе принципа «темпа и разнообразия»: чем больше видов деятельности, шире их разнообразие, тем быстрее дети раскрываются. В этом мне помогли такие игры, как «Поймай мяч», «Люблю-не люблю», «Рассказ по кругу», «Узнай по голосу» и др. Бывало, что я замечала, что с тем или иным ребенком дети играть не хотят. Причины тому были разные: не умеет общаться со сверстниками, жаден, нарушает игровые правила, агрессивен или слишком застенчив. Все разные,  к каждому ребенку –  особое внимание и индивидуальный подход.

Для стимуляции доброжелательного стиля общения я использовала специальные игровые приемы; например, класс объявлялся садом, где растут только красивые, ласковые, незлые слова. А если мы слушаем такие слова, то мы и сами растем и становимся красивыми людьми.

Для развития навыков самообслуживания и соблюдения правил поведения я так же использовала игровые приемы. На своем опыте могу сказать, что серьезно предъявляемые требования не всегда помогают, а иногда даже вредят воспитанию хороших привычек. Очень полезно и нравится детям в каждодневных прозаических ситуациях применять общение с помощью стихотворной игры. Когда садимся за работу (будь то самоподготовка или занятие), когда  начинаем мыть руки перед едой или отдыхаем – у нас так же есть свои словесные игровые приемы.

Занятия с детьми также не обходятся без игр. На занятиях я  активно использую дидактические игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Это и настольно-печатные и логические , развивающие игры типа «Зверюшки на дорожках», «Танграм», «Собери картинку», «Светофор», «Хорошо- плохо» и множество других. Словесные игры-загадки, предположения, игры-путешествия, игры-задачки. Очень нравятся игры: «Да — нет», «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Фанты».  На занятиях по самоподготовке домашних заданий дидактические игры позволяют организовать повторение учебного материала в новой интересной форме. Так, по математике «Найди соседей», «Больше, меньше или равно». Через интересную игру любое дело приобретает иной смысл, повседневная работа становится радостной и привлекательной.

Не секрет, что наши дети плохо владеют своим вниманием, не могут быстро выполнять задания. Дидактическая игра активизирует их, удерживает их внимание на одном предмете довольно длительное время.

Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры, такие, как «Школа», «Семья», «Магазин»   позволяет детям погрузиться в мир фантазии, где они могут примерять различные роли и проявлять социальную активность.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Не одна перемена не обходится без подвижных игр с правилами.  Это наиболее привлекательные коллективные игры.   Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки. Детям полюбились  такие игры, как «Совушка», «Водяной», «Мышеловка», «Кошки- мышки», «Стоп» и др.

Итак, используя в своей работе игры и игровые приемы и обобщив результат своей работы, я увидела много положительного. Дети адаптировались, стали собраннее, организованнее. Появилась  ответственность, которая,  выражается в осознании необходимости выполнения обязанностей,  как по отношению к себе, так и к коллективу.  У некоторых детей стали появляться организаторские умения. Дети легко входят в коллектив и стараются сохранять дружеские отношения.

В заключение хочу сказать, что игры будут и впредь занимать важное место в моей работе с детьми. Я убеждена, что через игровые методики мы не только развиваем их навыки и способности, но и создаем атмосферу радости и доверия, которая способствует полноценному развитию личности каждого ребенка. Игры – это мощный инструмент, который помогает детям учиться, общаться и открывать для себя мир с его бесконечными возможностями.