Использование инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста

№ 130

Аклима НУХОВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Педагогический коллектив нашего детского сада в целях повышения качества образования внедряет в свою деятельность программы личностно-ориентированного обучения и воспитания, апробирует инновационные модели организации деятельности дошкольников, методы проектов и экспериментирование.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми, с родителями и педагогами ДОУ. Для сбора информации и систематизации знаний детей о каких-либо объектах, явлениях используем ознакомительно-ориентировочные проекты: «Мой друг – книга», «Что бывает летом?», «Животные и птицы», «Мой город» и т. д.

Информационные проекты социальной направленности воспитывают у детей привязанность к родителям, развивают интерес к их трудовой деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формируют адекватную самооценку, развивает интеллектуальные и творческие способности. К таким проектам относятся: «Моя семья», «Наш детский сад», «Неделя дружбы» «Неделя доброты», «Неделя вежливости» и т.д.

В нашем детском саду в проектах участвуют все: воспитатели, родители и, конечно же, дети. Был проведен проект «В дружбе – сила». Этот социальный проект направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивной и игровой деятельности.

Цель: учить согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

Участники: дети, родители, воспитатели.

В реализации проекта использовали следующие методы и приемы работы:

– беседы;

– сочинение рассказов;

– рисование портретов друзей;

– зарисовки к стихотворениям, рассказам;

– трудовая деятельность;

– релаксация;

– чтение художественной литературы;

– игры;

– слушание музыки;

– работа над пословицами и поговорками;

– работа с семьей (подборка мультфильмов о дружбе, консультации, памятки для родителей);

– работа с воспитателями (консультации, проведение педсовета);

– коллективный коллаж;

– показ театра для 1-й и 2-й младшей групп;

– изготовление подарков друг другу;

– коллективная работа (аппликация) «Цветик-семицветик»;

– рассказы детей друг о друге;

– составление книги «Правила дружбы»;

– рисование «Лес дружбы».

После завершения проекта воспитателями составлен отчет о выполненной работе, где подробно описана проведенная работа.

Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет многоуровневый эксперимент:

личностный: узнает свои личные возможности;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

физический: учится управлять своим телом  и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого  человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования нетруден, он просто непривычен. Для экспериментирования в большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, человек, объекты живой и неживой природы.

В своей работе придерживаюсь позиции, что ребенок в первую очередь — личность. Личность многогранна.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритетны  в работе с детьми  практические методы обучения: эксперименты, проекты, опыты.

Формы организации: в основном, специально организованные занятия, совместная деятельность.

Методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.

Обучение приемам исследовательской деятельности

Цели:

помочь детям освоить элементарные приемы исследовательской деятельности;

– воспитание культуры умственного труда, умения работать в коллективе.

Использование моделей и схем, по нашему мнению  позволяют осмыслить и систематизировать полученные знания. В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру «Найди клад», где используют нарисованную карту-схему, рисуют план группы, детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как быстрее добраться от нашего детского сада до парка? Мальчики часто моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.

Возможные эксперименты. Вот одни из них:

Живая природа

Объект: растения.

Название опыта: что любят растения?

Цель: выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Неживая природа

Объект: вода.

Название опыта: разноцветная вода.

Цель: выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Физические явления

Объект: магнит.

Название опыта: волшебный мешочек.

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Человек

Объект: орган обоняния – нос.

Название опыта: любопытный носик.

Цель: познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Успешна работа в тесном контакте с другими специалистами детского сада. Большую помощь в работе оказывает педагог-психолог, он осуществляет контроль за развитием детей, и музыкальный руководитель широко используют в своей практике проблемные ситуации, моделирование. Это положительно сказывается на развитии детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные формы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

Организуемая с семьей работа:

– помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;

– сплачивает семью (многие задания выполняются совместно);

– позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012 – №5 – стр. 1 – 128.
  2. Дипроуз Д. Управление проектами. М., 2008.
  3. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №1 – стр. 1 – 128.
  4. Яндекс. Словари › БСЭ, 1969 – 1978. 24.02.2013.
  5. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
  6. Разу М.Л. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. – М., 2000.
  7. yandex.ru URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-374611.html. 24.02.2013