«Исәнме, мәктәп!» уены. Здравствуй школа!
(Урок в 1 классе (русская подгруппа)
Алсу ГАЛИПОВА,
учитель татарского языка частного общеобразовательного учреждения «Татнефть-школа» г. Альметьевска
Задача: выработать автоматизированные навыки говорения на татарском языке
Цели:
– обеспечить выработку речевых навыков (свободно переводить с русского и татарского, свободно употреблять в изученных грамматических структурах; грамматические структуры – свободно переводить с русского и татарского, употреблять в речи);
– формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
– настроить детей на положительные мысли и эмоции, направленные на воспитание помощи, отзывчивости, решение различных ситуаций, обстоятельств между товарищами только в положительном направлении, развитие высоких качеств челолвека (радость, честность, открытость, получение счастья). Развитие левого и правого полушарие, формирование нейронных связей, в момент переключения с одного занятия на другое)
Виды и формы контроля: устный опрос изученных слов детьми в детском саду, которые пришли в 1 класс. Проводится в течении сентября (по программе приемственности детского сада и начальной школы). Осуществление поэтапного контроля усвоения материала групповой работы на уроке. Включение полученных знаний в повседневную жизнь и практику.
Виды деятельности: тренинги для развития навыка быстрого осознанного чтения (“Эш этаплары” картасы). Комплекс упражнений, богатых по содержанию, включающих развитие воображения и мировосприятия младших школьников, внедряющих элементы логического мышления, способствующих повторению материала, активному усвоению, практическому переосмыслению ранее усвоенного материала.
Материалы: материалы адаптированы под маги куб. “Укучы картасы” (для ученика), карта “Эш этаплары”, конверт с чистоговорками, конверт с противоположностями, конверт с картинками “Фотохәтер”, карта “Батыр капитан”, компас, цветные счётные палочки.
Ход занятия
- I. Актуальләштерү
Танышу.
Учитель. Давайте, представимся. Минем исемем Алсу Госмановна. Синең исемең ничек?
– Очень приятно. Познакомимся поближе. Умеете ли вы разговаривать? (Шуточно.) Знаете ли вы имена мальчиков и девочек? (Ученики поделены на две команды. Команда составлялась по цвету – сары, яшел. Эти цвета с записью на тесёмочках привязывались на запястия детей в тот момент, когда заходили на урок.)
яшел | сары |
– Команда “яшел” называют 10 имён мальчиков. Команда “сары” называют 10 имён девочек. Но, это не всё так просто. Если я показываю на руках два пальчика, значит вы поднимаете вверх две ладоши. Если я показываю один палец на левой руке, значит вы поднимаете левую ладошку. Если один палец на правой, значит вы поднимаете правую ладошку и одновременно называете имена. (Дети одновременно наблюдают за действием учителя, сами выполняют необходимые по условию действия и называют имя. Если учитель замечает, что нужна его помощь, напрвляет детей.) Вспомните имена дедушек, бабушек, всех, кто сидят справа, слева от тебя.
- II. Уку мәсьәләсен кую
Учитель. А теперь, вспомним, умеем ли мы работать с картой “Эш этаплары”, с чистоговорками и противоположностями? (Үзбәя)
III. Уку мәсьәләсен чишү
1/ Упражнение чистоговорки. Конверт с чистоговорками.
1
Бу кем? Бу – малай. Малай нинди? Малай бик зур. Малай бик кечкенә. Бу кем? Бу апа. Апа нинди? Апа бик зур. Апа бик кечкенә. Чынаяк матурмы? Бу чынаяк акмы? |
2
Бу нәрсә? Бу алма. Алма нинди? Алма бик кечкенә. Алма бик зур. Бу нәрсә? Бу эт. Эт нинди? Эт бик зур. Эт бик кечкенә. Урындык кызылмы? Кул, бармак чистамы? |
3
Бу кем? Бу кыз. Бу кем? Бу бабай. Бу нәрсә? Бу ишек. Кыз нинди? Кыз бик зур. Кыз бик кечкенә. Тагын нинди? Нәрсә чиста? Бу чынаяк чиста. |
4
Алсу яшь. Бабай нинди? Бабай бик зур. Тагын нинди? Бабай карт. Бу кем? Бу бала. Бу укучы. Бу бабай. Бабай карт. Бу Вера. |
5
Бала нинди? Бала матур. Тагын нинди? Бала яшь, карт түгел. Кем яшь? Бу бала яшь. Ә бу Акбай. Акбай зур эт. Акбай ак. Бу эт тә ак. Бу нәрсә? |
6
Бу Әлфия апа. Әлфия апа матур. Алсу апа да укытучы. Алсу апа зур. Бу тәрәзә. Тәрәзә зур, чиста. Бу песи. Бу урындык. Бу тәрәзә чиста. Бу нәрсә? Бу чынаяк. |
– Каждая команда подбрасывает магический куб. Определяем чистоговорки какого цвета вам нужно прочитать, а цифра определит сколько раз вы скажете. Макет маги куба.
- Упражнение противоположности. Конверт с заданиями “противоположности”).
ак
чиста салкын кечкенә әби апа әни матур тәмле күп җәй бир әйе |
матур түгел
тәмле түгел пычрак бабай аз җылы кара зур абый әти кыш ал юк |
– Знаете ли вы противоположности? Подбрасываете маги куб. Выбираете цвет и по своему слову вспоминаете противоположности.
– А теперь назови все цвета, которыми написаны эти слова. (Дети при назывании цвета, запинаются. Можно объяснить детям так: “Это происходит потому что ваши глаза уже прочитали вперёд вас. И говорят: “Алиса, это “матур” тут написано, а не “кызыл”. Это говорит о том, что наши глаза читают гораздо быстрее, чем вы думаете”.)
- 3. Упражнения с картой «Эш этаплары». Можно оживить уроки, который позволит сохранить ребёнку интерес, азарт к чтению, учению и пересказу. Ученикам даётся 36 заданий по выбору (6 этапов, но выполняют только по одному заданию каждого этапа, выпавшему по маги-кубу). (Приложение 1)
– Найдите свои задания на большой карте «Эш этаплары». Подбрасываете магический куб. По выпавшему цвету выбираете одно задание для выполнения.
Чтобы выполнить задание «Мин – тылсымчы», команда подбрасывает маги куб, выбирают по выпавшему цвету упражнение.
Например, «Мин – тылсымчы”: кара төс – аслы-өсле; сары төс – пәрдә; яшел – 1 качышлы; кызыл – 2 качышлы; зәңгәр – баскыч; кызгылт-сары – сүзнең яртысы. Слова для выполнения заданий составляет сам учитель. Краткое описание заданий в Приложении 1.
“Батыр капитан”: кара төс – төньяк-көнчыгыш; сары төс – көньяк-көнбатыш; яшел – тынычлык; кызыл – аслы-өсле; зәңгәр – төньяк-көнбатыш; кызгылт-сары – көньяк-көнчыгыш. Слова для выполнения заданий составляет сам учитель. Прочитать слова по выпавшей цифре куба в заданном направлении. (Приложение 2)
“Бергә күңеллерәк”: кара төс – сузык; сары төс – кире бала; яшел – аю; кызыл – диктор; зәңгәр – әби; кызгылт-сары – әкиятче. Прочитать слова с различной интонацией. Слова, текст для выполнения заданий составляет сам учитель.
“Әйе? Юк?”: кара төс – сагыш; сары төс – сөенеч; яшел – курку; кызыл – гаҗәп; зәңгәр – сер; кызгылт-сары – усаллык тавышлары белән уку. Слова, текст для выполнения заданий составляет сам учитель.
Физминут “Елмай”: кара төс – абракадабра; сары төс – 2 секунд; яшел – 3 секунд; кызыл – 4 секунд; зәңгәр – 5 секунд; кызгылт-сары – 6 секунд. Например,
Используя цветные счётные палочки, ребята повторяют картинку, заданное учителем.
Очень часто детям трудно запомнить 20-30 карточек. Когда я начала работать с этой цепочкой, память детей существенно увеличивалась. Цепочку ассоциаций по теме 20-30 слов раскладываем в разных комбинациях и запоминаем.
“Мин – телепат”: кара төс – рәсемнәр; сары төс – символ; яшел – сайлап алу схемасы; кызыл – символ+сүзләр; зәңгәр – рәсем+сүзләр; кызгылт-сары рәсем+символлар. Картинки для выполнения заданий даны в Приложении 3.
– Прочитайте предложения. Нарисуйте картинки, символы и слова из прочитанного каждого предложения. Расставьте их в 3 строчки и 5 столбиков. Запоминаем с помощью ассоциаций, придуманное вместе. Переворачиваем все картинки обратной (чистой) стороной. Впоминаем цепочку и открываем по одному.
Бу Әлфия апа. Әлфия апа матур. Алсу апа да матур, зур. Бу Вера. Вера укучы кыз. Вера бик матур кыз. Бу Акбай. Акбай зур эт. Акбай ак.
- IV. Рефлексия. Самооценка
– Какие задания выполняли? Какое задание оказалось сложнее выполнить? А как было у тебя? Как ты считаешь, какое задание было самым интересным для тебя? Что вам хотелось ещё много раз проигрывать на уроках?
Приложение 1
Биремнәр исемлеге | Кыскача аңлатма |
Тылсымлы сүзләр | Уку тизлеген арттыру өчен төрле структуралы сүзләр баганасы |
аслы-өсле | Сүзләр баганасын астын өскә урнаштырып уку |
пәрдә | Сүзләрне бер-бер артлы каплап уку |
1 качышлы | Һәр сүзне 1 секундка ачып, астан өскә таба |
2 качышлы | 2шәр сүзне 1 секундка ачып астан өскә таба уку |
баскыч | Баганадагы бирелгән сүзләрне өстән-аска таба каплапланган моментында уку |
сүзнең яртысы | Баганадагы бирелгән сүзләрне линейка белән урталай бүлеп уку. |
батыр капитан | Сүзләрне бирелгән тәртип рәвешендә уку |
төньяк-көнчыгыш | Сүзләрне төньяк-көнчыгыш юнәлешендә уку |
көньяк-көнбатыш | Сүзләрне көньяк-көнбатыш юнәлешендә уку |
тынычлык | Бирелгән барлык сүзләрне уку |
аслы-өсле | Сүзләрне “аслы-өсле” рәвешендә уку |
төньяк-көнбатыш | Сүзләрне төньяк-көнбатыш юнәлешендә уку |
көньяк-көнчыгыш | Сүзләрне көньяк-көнчыгыш юнәлешендә уку |
бергә күңеллерәк | Текст яки сүзләрне команда белән уку (бер-бер артлы уку) |
сузык | Сүзләрне сузып (сузыкларны сузыбрак) уку |
кире бала | Сүзләрне кире бала тавышы белән уку |
аю | Сүзләрне аю тавышы белән уку |
диктор | Сүзләрне диктор тавышы белән уку |
әби | Сүзләрне әби тавышы белән уку |
әкиятче | Сүзләрне әкиятче тавышы белән уку |
мин телепат | Күрү хәтере, образлы фикерләү, күз алдына китерү һәм актив сүзлек запасы белән эш итү |
рәсемнәр | Чылбыр төзелешендә сюжетлы рәсемнәр кулланыла |
символлар | Чылбыр төзелешендә символлы карточкалар кулланыла |
сайлап алу схемасы | Сайлап алынган схема буенча (алгоритм) чылбыр төзелә |
символ+сүзләр | Чылбыр төзелешендә сүзле карточкалар һәм символлы карточкалар кулланыла |
рәсем+сүзләр | Чылбыр төзелешендә сюжетлы карточкалар һәм сүзле карточкалар кулланыла |
рәсем+символлар | Чылбыр төзелешендә сюжетлы карточкалар һәм символлы карточкалар кулланыла |
ӘЙЕ?ЮК? | Төрле интонация белән уку |
сагыш | сагыш белән уку |
сөенеч | сөенеч белән уку |
курку | курку белән уку |
гаҗәп | гаҗәпләнеп уку |
интрига, сер | сер белән уку |
усаллык | усаллык белән уку |
елмай | «Фотохәтер» күнегү. Укытучы рәсем күрсәтә – укучы төсле санау таякчыкларын кулланып, рәсемне кабатлый (цветные счётные палочки) |
абракадабра | Укытучы ирекле рәвештә рәсем күрсәтә, укучы кабатларга тырыша. |
2 секунд | истә калдырырга 2 секунд бирелә |
3 секунд | истә калдырырга 3 секунд |
4 секунд | истә калдырырга 4 секунд |
5 секунд | истә калдырырга 5 секунд |
6 секунд/2 фото | 2 фотоны истә калдырырга 6 секунд |
Приложение 2
уКЫтуЧЫ
|
|
мАтур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Приложение 3
! | ! | зур | |||
укучы | !! | Акбай | |||
эт |
|
|