Инновационные преобразования с учетом этносоицальных потребностей

№ 138

Фавзия ПАК,

заведующий детского сада «Чулпан» г. Перми

Современные документы в сфере образования Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.) связаны с переходом российского образования на новую качественную ступень в области социальной политики страны и ее модернизацию, одно из направлений которой представлено решением задач формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения. Судя по результатам исследований и анализу практической деятельности дошкольных образовательных организаций, уровень освоения детьми знаний в области социальной культуры достаточно высок, но при этом развитие эмоций, чувств и поведения остается на низком уровне, что проблематизирует процесс становления личностных качеств детей (инициативности, ответственности, самооценки, навыков общения). Особенно это касается развития тех сфер личности, которые связаны с освоением социальной и, в частности, национальной культуры, которая составляет основу толерантности.

Что побудило коллектив нашего МАДОУ целенаправленно заниматься изменением содержания образования? Прежде всего — анализ ситуации, сложившейся в последние годы в г. Перми. В городе проживает 100 000 татар и башкир, но нет детских учреждений, в которых бы дети этих национальностей могли изучать свой родной язык и традиции, культуру татарского и башкирского народов.

Учитывая характеристику контингента воспитанников (дети русской национальности — 53%, дети татарской национальности — 42,2%, дети башкирской национальности — 2,8%, дети азербайджанской национальности — 2%), коллектив МАДОУ определил цель — формирование и распространение идей межнационального согласия, внедрение в социальную практику толерантного

поведения и мышления не только среди воспитанников, но и среди их родителей. При сохранении этнокультурного своеобразия семей, уважения к их национальным особенностям мощным объединяющим началом является распространение знаний об истории и культуре народов Прикамья и России в целом.

В 2014 году был подготовлен проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ, в котором учитывалось: кадровое обеспечение, характеристика социума, материально-технические условия, внешние контакты, организационно-управленческое обеспечение образования, традиции МАДОУ. На основе анализа деятельности МАДОУ педагогический коллектив наметил следующие задачи:

—       обеспечить подготовку кадров, осуществляющих педагогическую деятельность в условиях двуязычного обучения;

—      конкретизировать содержание учебного материала по всем разделам и по всем возрастным ступеням с учетом введения элементов татарской и башкирской культуры;

—      разработать научно-методическое оснащение педагогического процесса в контексте изменения содержания образования;

—       освоить новую технологию воспитательно-образовательного процесса в условиях двуязычного обучения;

—      изменить стиль и структуру управления с учетом современных мотивационных и управленческих концепций.

Эффективность решения задач инновационной детяельности обеспечена разработкой и реализацией индивидуальных проектов, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Тематика индивидуальных проектов инновационной деятельности

Тема ФИО, должность

1.

Инновационные преобразования в дошкольном образовательном учреждении с учетом этносоциальных потребностей многонационального населения города

заведующий Пак Ф.С.

2.

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре зам. заведующего по учебно-методической работе Зыкова Л.Н.

3.

Ознакомление дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни

воспитатель Рахимулина Д.Х.

4.

Музей как средство формирования основ межнациональной толерантности

воспитатель Маматова Ф.М.

5.

Активизация родителей для решения вопросов формирования национального самосознания средствами народного фольклора на занятиях семейного клуба «Крепыш»

инструктор по физической культуре Позднякова Н.Е

 

Окончание табл. 1

 

Тема ФИО, должность

6

Музыкальная гостиная как средство становления национального самосознания детей дошкольного возраста и их родителей

музыкальный руководитель Шилоносова Т.В.

7

Становление национального самосознания родителей воспитанников этнической (татарской) культуры в дошкольном учреждении

воспитатель Рахимова Г.Я.

8

Использование информационных компьютерных технологий при ознакомлении с национальной культурой детей старшего дошкольного возраста

воспитатель Шайхутдинова И.А.

9

Использование режимных моментов и подвижных игр в формировании у детей уважения к национальным традициям

воспитатель Токарева Т.Н.

10

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам традиционной культуры

воспитатель Маматова Ф.М.

11

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

заместитель заведующего по УМР Зыкова Л.Н., воспитатель Рахимова Г.Я.

12

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре русского и татарского народов средствами театрализованной деятельности

воспитатели Токарева Т.Н., Трудова Н.Г., Рахимулина Д.Х.
В процессе решения поставленных задач был разработан новый учебный план с внесением разделов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Часть занятий («Конструирование», «Ручной труд») вынесены в свободную деятельность, что позволило значительно сократить количество учебных занятий и уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группа (I младшая группа — 10 занятий в неделю по 5-10 минут; II младшая группа-     10 занятий в неделю по 10-12 минут;средняя группа — 11 занятий в неделю по 15­20 минут; старшая группа — 13 занятий в неделю по 20 минут; подготовительная к школе группа — 13 занятий в неделю по 25 минут).

В организации воспитательно-образовательного процесса большое место занимают краткосрочные образовательные практики с национальным компонентом для детей старшего дошкольного возраста: «Цветок тюльпан» (татарский национальный узор), «Юрта» из палочек Киюзенера, «Батыр» (богатырь) из палочек Киюзенера, «Украшение татарским узором пояса бисером», «Сапожок» (ичиги) в технике оригами, «Тюбетейка» в технике оригами, магнит на холодильник «Цветок на овале», магнит на холодильник «Чайник», картина «Конь» в технике металлопластики, картина «Татарский

узор» в технике металлопластики, «Украшение салфетки татарским узором» (вышивание), «Украшение калфака татарским узором» (вышивание).

На каждой возрастной ступени решаются задачи, обеспечивающие связь и качество самого образования и воспитания в системе двуязычного обучения, что позволило создать модель выпускника ДОУ, позволяющую обучаться выпускникам национальных групп как в государственной (русскоязычной), так и в национальной (татарской) школах.

Целевые ориентиры инновационной деятельности нашли отражение в разных формах организации работы с детьми, педагогами, родителями:

—       совет МАДОУ по теме «Гуманизация воспитательного процесса на основе лучших традиций народностей»;

—       открытый педагогический совет на тему «Лучшие традиции народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в системе двуязычного обучения»;

—       цикл семинаров по теме «Культура и история Прикамья»;

—       клуб «Семья» (на одном из заседаний которого дети и воспитывающие взрослые совершили «Сентиментальное путешествие по старой Перми»);

—      лекторий по теме «Историческая этнография татарского народа»;

—       школа диалога культур;

—       фольклорные ансамбли «Родничок» и «Чулпан» (воспитанники — участники ансамблей принимали и принимают активное участие в районных, городских и областных мероприятиях) (конкурс «Цветы России», акция «Венок дружбы», «Дни татарской культуры», «Солнечный круг», «Национальная радуга»).

Основные достижения детского сада по проблемам формирования культуры межнационльного общения детей дошкольного возраста:

—       в МАДОУ функционируют пять групп по обучению детей татарскому языку и ознакомлению с историей и культурой татар и башкир;

—       устанавливаются связи по обмену опытом с дошкольными учреждениями Татарстана;

—       создан Центр межнационального общения дошкольников на базе русской и татарской национальностей;

—       педагогический коллектив МАДОУ «Чулпан» под научным руководством профессора Л.В. Коломийченко издал книги «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья» и «Пермский хоровод»

—       обобщающий опыт дошкольного учреждения трех поколений освещен в книге Фавзии Сунгатовны «Мой народ — моя судьба»;

—       традиционно проводятся народные праздники и гуляния совместно с родителями («Осенины», «Рождество», «Курбан-Байрам», «Науруз», «Пасха», «Сабантуй», «Сенокос»);

—       в 2016 года наше МАДОУ победило в конкурсе социально-значимых проектов «Город это мы», проект «Народов много — страна одна».

—       в 2017 году получены дипломы лауреата рейтинга ТОП-500 образовательных организаций в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом по приобщению детей к национальным традициям»; международного конкурса «Лучшая образовательная организация Лидеры будущего» в номинации «Лучший детский сад» — 2017 года. (Образовательная ассамблея г. Казани);

—   в 2017, 2018 году на основании рейтинговых исследований детский сад получил свидетельство участника Единого национального реестра ведущих образовательных учреждений Российской Федерации;

—    2019 году получен диплом лауреата- победителя Всероссийского смотра

—     конкурса «Образцовый детский сад 2018-2019».

Объединение усилий практиков и ученых вузов г. Перми позволило сконцентрировать информацию об этнокультурных сообществах, более эффективно осуществлять образовательные и просветительные программы по языку, истории и культуре этих сообществ, внедрять в социальную практику культуру межнационального общения