Игровая деятельность как эффективное средство развития математических способностей у детей 6 – 7 лет в подготовительной группе

Светлана ДИКУНОВА,

 воспитатель детского сада «Росток»

с.Ниж. Шигалеево

Пестречинского района РТ

 

Я работаю воспитателем подготовительной группы и считаю, что развитие математических способностей у детей 6–7 лет особенно эффективно происходит через игровую деятельность, что подтверждается как моим опытом, так и научными трудами классиков отечественной психологии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Я полностью согласна с Л.С. Выготским, который отмечал, что игра создает зону ближайшего развития ребенка и формирует важнейшие новообразования дошкольного возраста. Как и Д.Б. Эльконин, я уверена, что игра – основная деятельность дошкольника, именно в ней дети моделируют смыслы взрослой жизни, осваивают формы отношений и готовятся к освоению новых математических понятий.

В работе с детьми подготовительной группы я убеждаюсь, что к 6 –7 годам они уже понимают принцип сохранения количества и готовы к более углубленному освоению математики. Игровые методы и приемы делают процесс формирования математических представлений эффективным и интересным, помогают активизировать мышление, внимание, память, вызывают у детей интерес к математике.

В рамках реализации ФОП ДО я ставлю перед собой задачи развивать самостоятельность и творчество в познавательной и исследовательской деятельности, формировать навыки коллективной работы, умение договариваться, совместно решать задачи, выдвигать и аргументировать предположения, обогащать математические представления, поощрять использование счета, измерений, логических операций, знакомить детей с цифровыми средствами познания, объяснять правила их безопасного использования, совершенствовать количественный и порядковый счет, развивать умение понимать отношения между числами, формировать навыки сериации, упорядочивания, пространственные, временные и геометрические представления, а также продвигать умения анализировать, сравнивать и классифицировать объекты.

Практика показывает, что дидактические игры – мой главный помощник на занятиях, благодаря им у детей формируется внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Я использую разнообразные игры. Игры с цифрами и числами помогают освоить счет и работать с числовым рядом, такие как «Найди пару» и «Разложи по порядку». Игры на освоение времени формируют общее представление о днях недели и частях суток, например, «Живая неделя». Игры на пространственную ориентацию развивают умение определять положение предметов, а игры с геометрическими фигурами учат различать, называть и запоминать свойства фигур, например, «Геометрическое лото». Для развития логического мышления использую игры вроде «Что не так?», которые формируют навыки рассуждений и поиска закономерностей.

Очень эффективны развивающие игры с дидактическим материалом – палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счетные палочки. Через них мы выкладываем фигуры, развиваем мелкую моторику и пространственное мышление.

В системе своей работы я активно включаю и подвижные игры с математическим содержанием, потому что они расширяют познавательную сферу детей, учат следовать инструкциям, соблюдать правила, развивают самоконтроль и умение действовать в команде.

Считаю важным создать насыщенную, трансформируемую и безопасную развивающую среду в группе, для этого активно использую дидактические материалы для самостоятельной деятельности детей, учебно-методические пособия, модели, конструкторы, развивающие игры.

Для повышения мотивации обязательно ввожу игровых персонажей, предлагаю детям задания от «героев», которые «не знают», как посчитать или отличить фигуры, просят помощи у ребят.

Большое значение придаю интеграции образовательных областей, стараюсь связывать математику с речью, художественным или физическим развитием, описываем математические понятия при разборе картинок, стихотворениях, движениях в подвижных играх.

Организация занятий строится на учете возрастных и индивидуальных особенностей, поэтому для подготовки к школе дети уже готовы к более сложным задачам, активно предлагают свои решения и проявляют самостоятельность.

Взаимодействию с семьей уделяю большое внимание, провожу консультации и мастер-классы для родителей, объясняю, как поддержать интерес ребенка к математике дома, каким играм и занятиям отдавать предпочтение.

Все занятия провожу в игровой форме. Опыт однозначно показывает, что только в игре у ребенка сохраняется мотивация к обучению, а усвоение материала становится естественным и радостным процессом. Я использую методы рассказа, беседы, показа, дидактические и подвижные игры, а также различные упражнения в ежедневных режимных моментах, считаем упражнения во время гимнастики, предметы на обеде, соревнуемся в разложении фигур.

Среди любимых игр моих воспитанников такие, как «Считай – не ошибись» (прямой и обратный счет с мячом), «Числовая мозаика», «Посчитай птичек», «Муха» (ориентировка на поле), «Что не так?» (логический анализ), «Живая неделя» (дни недели), «Успей вовремя» (чувство времени), «Сложи из палочек», «Геометрическая мозаика», «Разложи по порядку», «Кто какого роста?».

Я ежедневно вижу результаты такого подхода. Дети свободно выражают мысли, озвучивают действия, предлагают идеи, доказывают их, расширяют словарный запас, формируют навыки прямого и обратного счета, развивают внимание, память, логику; их речь становится более развернутой.

К концу года мои воспитанники умеют применять математические знания для изучения окружающего мира, способны анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, уверенно владеют счетом, ориентируются в пространстве и времени.

Я убеждена, что развитие математических способностей через игру требует от воспитателя творческого подхода, разнообразных методов и приемов. Игра – это не только развлечение, а оптимальные условия для освоения даже сложных математических понятий. Моя задача — помочь детям полюбить математику, сделать ее доступной, интересной и полезной для жизни.

Ключевыми условиями эффективности этого процесса являются: создание развивающей предметно-пространственной среды, использование разнообразных видов игр, интеграция образовательных областей, учет возрастных особенностей детей, взаимодействие с семьей. Важно помнить, что математика – это не просто набор знаний, а инструмент для познания мира, и задача педагога – помочь детям овладеть этим инструментом через радость игры и открытий.