Гражданин. Общество. Государство

№ 123

(Парламентский урок в X классе)

Марат САГЕЕВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории гимназии №3 с татарским языком обучения г. Казани.

Цели и задачи урока:

– воспитывать гражданские патриотические качества личности;

– продолжить закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций;

– продолжить работу над развитием логического мышления, умением доказательно рассуждать;

– формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.

Оборудование: Конституция РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», электронные презентации «Конституция РФ», записи «Гимны РФ и РТ».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Во всех школах России традиционным стало проведение парламентского урока. Тема нашего сегодняшнего парламентского урока – «Гражданин. Общество. Государство».

На парламентских уроках мы совершенствуем свое правовое воспитание, формируем гражданскую активность, также говорим о роли законов в нашей жизни и сложившейся ситуации в мире.

Прослушивание гимна Российской Федерации и гимна Республики Татарстан.

III. Кластер «Гражданин»

Учитель знакомит учащихся с технологией составления кластера по теме «Гражданин». Учащиеся получают карточки, на которых в процессе беседы они должны написать свои ассоциации применительно к термину «Гражданин».

Посередине листа (плакат) записано ключевое слово «Гражданин». Вокруг этого слова будут прикреплены слова (предложения), написанные учащимися, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данного термина. Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом.

IV. Работа с понятиями

Беседа с учащимися.

Учитель. Итак, тема нашего парламентского урока – «Гражданин. Общество. Государство». Как вы понимаете содержание этих понятий?

Учащиеся.

– Государство – это организация политической власти в стране.

– Понятие общество имеет много значений. Но здесь, исходя из названия темы, логичнее определить общество как все население нашей страны.

– Гражданин – это человек, имеющий устойчивую политико-правовую связь с государством, что выражается в их взаимных правах и обязанностях.

V. Работа с текстом федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (введение, статьи 1, 5, 9, 10)

Учитель. Совершенно верно. А в чем конкретно выражается эта связь между гражданами и государством?

Учащиеся. Во-первых, граждане участвуют в выборах президента страны и депутатов Государственной Думы. Во-вторых, граждане имеют множество прав и обязанностей. В-третьих, граждане могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления для решения какого-то вопроса.

Учитель. На уроках обществознания и права мы прошли с вами темы, связанные с Конституцией нашей страны. Что такое Конституция?

Учащиеся. Конституция – это основной закон государства.

Учитель. А есть ли связь Конституции с темой нашего урока?

Учащиеся. Да, в Конституции содержатся основные права и обязанности гражданина нашей страны.

Учитель. Хорошо, а теперь мы с вами поработаем с текстом нашего главного закона.

(Учащиеся берут в руки текст Конституции и готовятся к работе с ним.)

VI. Выступление учащегося с показом презентации «Конституция РФ»

Выступающий при помощи учителя знакомит учащихся с краткой историей появления Конституции, ее структурой, а далее идет разбор отдельных ее статей. Например, одной из обязанностей гражданина является уплата налогов. Что такое налоги? Налоги – это обязательные денежные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц в пользу государства. Почему уплата налогов – это обязанность граждан РФ? Налоги мы платим за право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, зарабатывать себе на жизнь, занимаясь определенным видом деятельности и т.д. Для чего государство обязывает своих граждан платить налоги? Без налогов невозможно нормальное существование государство, так как они – основной источник пополнения государственного бюджета.

Учитель. Какие ассоциативные слова вы можете назвать с понятием Конституция?

Учащиеся.

К – кодекс, конвенция.

О – общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность.

Н – народ, нация, независимость, нейтралитет.

С – созидание, согласие, сотрудничество, содружество.

Т – территория.

И – инициатива, инаугурация.

Т – толерантность.

У – управление, урегулирование, установление.

Ц – центр, ЦИК.

И – институт, исполнитель.

Я – «я» – личность, «я» – гражданин.

Учитель. На примере Конституции мы видим, что у нас есть много прав и обязанностей. Одним из самых важных прав гражданина является избирательное право. Что это?

Учащиеся. Избирательное право – это право гражданина участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Учитель. С какого возраста у гражданина появляется это право?

Учащиеся. С 18 лет.

Учитель. А почему очень важно участвовать в выборах?

Учащиеся. От результатов выборов зависит, какие политические силы придут к власти и какие законы будут приняты при их непосредственном участии для улучшения ситуации в стране.

Учитель. Правильно. Победившая на выборах партия получает возможность участвовать в заседаниях нашего главного представительного органа – парламента. О парламенте нашего государства нам расскажет учащийся XI класса. После выступления следует беседа по теме презентации.

(Выступление учащегося с героическими примерами из жизни наших земляков.) 

Учитель. Из данного выступления следует, что нам с вами есть к чему стремиться, то каким будет наше государство, зависит от нас, обычных граждан. Поэтому необходимо воспитывать в себе лучшие гражданские качества, брать положительный пример с достойных людей, чтобы потом самим стать положительным примером для других.

VII. Подведение итогов кластера «Гражданин»

Прикрепляются ответы учащихся к записи на плакате, которая раскрывает понятие темы урока. Данный кластер даёт возможность учителю отслеживать степень усвоения учащимися темы, а учащимся – обобщить и структурировать материал темы, увидеть связи между идеями и понятиями.

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение  на одну из предложенных тем:

– Что значит быть гражданином?

– Каким должен быть настоящий гражданин своего Отечества?

– Какие граждане нужны современной России?

– Надо ли гражданину принять участие на выборов?