Гендерные особенности психологического благополучия математически одаренных учащихся юношеского возраста
Алена ТОКАРЕВА,
учитель математики и информатики гимназии №7 им. Героя России А.В.Козина г. Казани
В последнее время актуальным стал вопрос психологического благополучия одаренных детей, которое является условием их самореализации в различных видах деятельности. Психологическое благополучие исследуется как один из важных факторов оптимального функционирования личности. По данным Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети относятся к группе высокого риска неудовлетворительного личного и социального развития. Важно изучить связь между психологическим благополучием и одарённостью, чтобы решать важнейшие задачи в психолого-педагогической деятельности. Психологическое благополучие является важной предпосылкой реализации и развития потенциала учащихся с признаками одаренности, обеспечивающей гармоничность их личностного становления.
Изучение отечественной и зарубежной литературы позволили выявить противоречие показателей психологического благополучия одаренных детей, а также недостаточная изученность темы математической одаренности в юношеском возрасте. С одной стороны, ряд исследований утверждают, что одаренные дети, как правило, имеют более высокие показатели психологического благополучия, чем учащиеся, без признаков одаренности. Однако в других исследованиях был выявлен более низкий показатель психологического благополучия у одаренных детей. Есть также ряд исследований, которые не выявили отличий у одаренных детей и их сверстников по показателям психологического благополучия.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что учащиеся с признаками математической одаренности и учащиеся без признаков одаренности имеют значимые различия по показателям психологического благополучия и субъектности.
В данном исследовании приняли участие 185 старшеклассников в возрасте 16 – 17лет. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Казани, а именно 131-й лицей, 23-й лицей, 54-я и 49-я школы г. Казани. Математически одаренные школьники отбирались из школ, в которых проходит предварительный педагогический отбор по специализированным программам. Диагностика математической одаренности: тест математических аналогий «Задачи Гайштутта» В.Н.Дружинина был использован с целью выявления математически одаренных учащихся, так как в данных учреждениях есть учащиеся с другими видами одаренности. В дальнейшем исследовании из 185 учащихся приняли только 88 учащихся: 43 математически одаренных учащихся, и 45 учащихся без признаков математической одаренности.
В результате исследования были получены следующие выводы. По результатам теста «Гендерный тип личности» показатели феминности значительно ниже у учащихся с признаками математической одаренности (табл. 1).
Таблица 1
Гендерные особенности математически одаренных старшеклассников
Гендерные характеристики | |||
Группы | Маскулинность | Феминность | |
Мат. одарен. | средн. | 5,19 | 2,77 |
сигма | 5,105 | 4,805 | |
Без признаков
мат. одарен. |
средн. | 4,49 | 7,677 |
сигма | 6,4 | 5,22 | |
Критерий Манна-Уитни | 0,725 | 0,001 | |
уровень достоверности | — | P<0,01 |
Математически одаренные учащиеся юношеского возраста менее мягкие, уступчивые, у них меньше развита способность к сочувствию, сопереживанию. Учащиеся юношеского возраста без признаков одаренности более уступчивы, понимающие других, заботящиеся о людях. В данном исследовании не один учащийся из всей выборки не является недифференцированным типом гендерной идентичности. Это может говорить о том, что учащиеся юношеского возраста идентифицируют себя либо с одним полом, либо к обоим полам. Среди учащихся юношеского возраста отсутствуют учащиеся, ригидные в общении, склонные руководить эмоциями больше чем ситуацией. Учеников юношеского возраста уже присутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями.
Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия» (табл. 2).
Таблица 2
Особенности психологического благополучия математически одаренных старшекласников
Психологическое благополучие | ||||||||
Группы | Позитивные отношения | Автономия | Управление средой | Личностный рост | Цели в жизни | Амопринятие | Сих. благополучие | |
Мат. одарен. | средн. | 5,47 | 6,02 | 5,47 | 6,37 | 5,56 | 5,88 | 5,95 |
сигма | 2,313 | 2,415 | 1,791 | 1,89 | 1,906 | 1,88 | 2,093 | |
Без признаков
мат. одарен. |
средн. | 6,11 | 7,04 | 5,8 | 6,2 | 5,64 | 6,29 | 6,69 |
сигма | 1,66 | 2,12 | 1,766 | 1,995 | 2,123 | 1,996 | 2,193 | |
Критерий Манна-Уитни | 0,077 | 0,043 | 0,256 | 0,962 | 0,819 | 0,331 | 0,066 | |
Уровень достоверности | — | P<0,05 | — | — | — | — | — |
Из данной таблице мы видим, что средний уровень почти всех показателей психологического благополучия у математически одаренных учащихся ниже, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. А средний показатель личностного роста у математически одаренных учащихся выше, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. Математически одаренные учащиеся юношеского возраста более целеустремленные, имеют чувство непрерывного развития, открыты новому опыту, но при этом менее самостоятельны, им сложнее заботиться о ком либо, они испытывают сложности в организации коллектива, чувствуют себя неспособным изменить окружение. Кроме того математически одаренные учащиеся хуже принимают собственное «Я», свои свои положительные и отрицательные качества, недовольны своим прошлым и предстоящим бедующем. Это можно объяснить тем, что математически одаренные дети в основном являются участниками олимпиад.
Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия». Математически одаренные учащиеся подвластны мнению и оценки окружающего, в отличие от учащихся без признаков одаренности, которые способны противостоять попыткам общества заставить думать и мыслить определенным образом. Это можно объяснить тем, математически одаренные дети привыкли работать по заданному шаблону, определенному алгоритму, а дети без признаков математической одаренности более автономны в решении жизненных задач.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что уровень психологического благополучия учащихся юношеского возрасте не зависит от наличия или отсутствия математической одаренности. В исследованиях одаренных подростков были выявлены значимые различия по показателям Автономия . Высокий уровень самостоятельности был выявлен для подростков с признаками математической одаренности, которые в то же время отличаются относительно низкими значениями показателя «позитивные отношения», что выражается в переживании недостатка близких отношений с другими людьми, изолированности в сфере социальных контактов. В нашем же исследовании не было выявлено значимых различий по показателю «Позитивные отношения», что может свидетельствовать о возрастных различиях математически одаренных учащихся.