Гендерные особенности психологического благополучия математически одаренных учащихся юношеского возраста

Алена ТОКАРЕВА,

учитель математики и информатики гимназии №7 им. Героя России А.В.Козина г. Казани

В последнее время актуальным стал вопрос психологического благополучия одаренных детей, которое является условием их самореализации в различных видах деятельности. Психологическое благополучие исследуется как один из важных факторов оптимального функционирования личности. По данным Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети относятся к группе высокого риска неудовлетворительного личного и социального развития. Важно изучить связь между психологическим благополучием и одарённостью, чтобы решать важнейшие задачи в психолого-педагогической деятельности. Психологическое благополучие является важной предпосылкой реализации и развития потенциала учащихся с признаками одаренности, обеспечивающей гармоничность их личностного становления.

Изучение отечественной и зарубежной литературы позволили выявить противоречие показателей психологического благополучия одаренных детей, а также недостаточная изученность темы математической одаренности в юношеском возрасте. С одной стороны, ряд исследований утверждают, что одаренные дети, как правило, имеют более высокие показатели психологического благополучия, чем учащиеся, без признаков одаренности. Однако в других исследованиях был выявлен более низкий показатель психологического благополучия у одаренных детей. Есть также ряд исследований, которые не выявили отличий у одаренных детей и их сверстников  по показателям психологического благополучия.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что учащиеся с признаками математической одаренности и учащиеся без признаков одаренности имеют значимые различия по показателям психологического благополучия и субъектности.

В данном исследовании приняли участие 185 старшеклассников в возрасте 16 – 17лет. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Казани, а именно 131-й лицей, 23-й лицей, 54-я и 49-я школы г. Казани. Математически одаренные школьники отбирались из школ, в которых проходит предварительный педагогический отбор по специализированным программам.  Диагностика математической одаренности: тест математических аналогий «Задачи Гайштутта» В.Н.Дружинина был использован с целью выявления математически одаренных учащихся, так как в данных учреждениях есть учащиеся с другими видами одаренности. В  дальнейшем исследовании из 185 учащихся приняли только 88 учащихся: 43 математически одаренных учащихся, и 45 учащихся без признаков математической одаренности.

В результате исследования были получены следующие выводы. По результатам теста «Гендерный тип личности» показатели феминности значительно ниже у учащихся с признаками математической одаренности (табл. 1).

Таблица 1

Гендерные особенности математически одаренных старшеклассников

    Гендерные характеристики
Группы   Маскулинность Феминность
Мат. одарен. средн. 5,19 2,77
сигма 5,105 4,805
Без признаков

мат. одарен.

средн. 4,49 7,677
сигма 6,4 5,22
Критерий Манна-Уитни   0,725 0,001
уровень достоверности   P<0,01

 

Математически одаренные учащиеся юношеского возраста менее мягкие, уступчивые, у них меньше развита способность к сочувствию, сопереживанию. Учащиеся юношеского возраста без признаков одаренности более уступчивы, понимающие других, заботящиеся о людях. В данном исследовании не один учащийся из всей выборки не является недифференцированным типом гендерной идентичности. Это может говорить о том, что учащиеся юношеского возраста идентифицируют себя либо с одним полом, либо к обоим полам. Среди учащихся юношеского возраста отсутствуют учащиеся, ригидные в общении, склонные руководить эмоциями больше чем ситуацией. Учеников юношеского возраста уже присутствует разделение между мышлением,  чувствами и потребностями.

Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия» (табл. 2).

Таблица  2

Особенности психологического благополучия математически одаренных старшекласников

    Психологическое благополучие
Группы   Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост Цели в жизни Амопринятие Сих. благополучие
Мат. одарен. средн. 5,47 6,02 5,47 6,37 5,56 5,88 5,95
сигма 2,313 2,415 1,791 1,89 1,906 1,88 2,093
Без признаков

мат. одарен.

средн. 6,11 7,04 5,8 6,2 5,64 6,29 6,69
сигма 1,66 2,12 1,766 1,995 2,123 1,996 2,193
Критерий Манна-Уитни   0,077 0,043 0,256 0,962 0,819 0,331 0,066
Уровень достоверности   P<0,05

 

 

Из данной таблице мы видим, что средний уровень почти всех показателей психологического благополучия у математически одаренных учащихся ниже, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. А средний показатель личностного роста у математически одаренных учащихся выше, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. Математически одаренные учащиеся юношеского возраста более целеустремленные, имеют чувство непрерывного развития, открыты новому опыту, но при этом менее самостоятельны, им сложнее заботиться о ком либо, они испытывают сложности в организации коллектива, чувствуют себя неспособным изменить окружение. Кроме того математически одаренные учащиеся хуже принимают собственное «Я», свои свои положительные и отрицательные качества, недовольны своим прошлым и предстоящим бедующем. Это можно объяснить тем, что математически одаренные дети в основном являются участниками олимпиад.

Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия». Математически одаренные учащиеся подвластны мнению и оценки окружающего, в отличие от учащихся без признаков одаренности, которые способны противостоять попыткам общества заставить думать и мыслить определенным образом. Это можно объяснить тем,  математически одаренные дети привыкли работать по заданному шаблону, определенному алгоритму, а дети без признаков   математической одаренности более автономны в решении жизненных задач.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что уровень психологического благополучия учащихся юношеского возрасте не зависит от наличия или отсутствия математической одаренности. В исследованиях одаренных подростков были выявлены  значимые различия по показателям Автономия . Высокий уровень самостоятельности был выявлен для подростков с признаками математической одаренности, которые в то же время отличаются относительно низкими значениями показателя «позитивные отношения», что выражается в переживании недостатка близких отношений с другими людьми, изолированности в сфере социальных контактов. В нашем же исследовании не было выявлено значимых различий по показателю «Позитивные отношения», что может свидетельствовать о возрастных различиях математически одаренных учащихся.