Формирование у учащихся умений поиска информации и навыков работы с ней на уроках математики

 

Ольга ГРИГОРЬЕВА,

учитель математики I квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

В наше время через каждого человека проходит большой поток информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с разной информацией, основы которых должны быть заложены еще в школе.

Поэтому процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Математика в 5 – 6 классах выступает как основа развития познавательных и вычислительных действий. Формируя навыки работы с информацией в этих классах на уроках математики, я стараюсь использовать различные приемы.

Прием «Математика ремонта»

Очень большой объем математической информации может быть получен на основе измерений. Данный прием имеет практическое применение в жизни любого человека и умение использовать и вычислять — главный навык, который можно сформировать на уроках математики.

Задание. Определить, сколько линолеума (краски, обоев, плитки) потребуется для ремонта твоей комнаты (зала, спальни, кухни, ванной комнаты) и сколько денег нужно на его закупку.

                                                    Материалы
Настенная плитка Обои
Агата Axima 25×35 922 р/уп (18 шт) Victoria 1,06х10м 1895 р/рул
Гамма Vinchi 25×50 849 р/уп (10 шт) Aieliero 1,06х10м 960 р/рул
Latila Azori 31×63 1932 р/уп (8 шт) Аспект 0.53х10м 710 р/рул
Линолииум Краска
Stimul 2,5; 3; 3,5 310 р/м2 Olimp 5 л 2290 р/шт
Tarkett 3; 3,5 360 р/м2 Эксперт 7 л 675 р/шт
Glamour 3; 4 452 р/м2 Tikkurila 9 л 4199 р/шт

 

Умение учащихся решать извлекать и применять нужную информацию — это необходимое условие подготовки к экономической грамотности еще в стенах школы. Поэтому задания такого типа помогают ученикам понимать элементарные решения, такие как: какой материал выбрать, почему и на какие качества товара нужно обратить внимание. Данная таблица может быть разной, а в задании можно предложить детям ответить на вопрос: почему выбран именно этот материал?

Прием «Слепой текст»

При применении этого приема развивается смысловое чтение. Он используется для лучшего понимания и запоминания формулировок правил, свойств и т.д. особенно для детей, у которых по той или иной причине память ослаблена.

Например, вставьте пропущенные слова в определения:

Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее … умножить на это число, а … оставить без …

Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это …

Два числа, … которых равно …, называют взаимно обратными.

Прием «Свернуть информацию в буквенные выражения» (перевод текста на математический язык, составление буквенных выражений и уравнений) особенно увлекает детей 5 класса.

Например, найти разность двух выражений – произведение числа 15 и разности чисел 153 и 83 и частное суммы чисел 23 и 37 и числа 6.

Составить и решить уравнение: задумали число, вычли из него 20, к разности прибавили 57, полученное число умножили на 7 и получили 70.

Данный прием помогает развивать внимание учащихся и умение перерабатывать информацию. Его можно использовать на любом уроке и даже в качестве разгрузочной минутки.

Прием «Составить условие задачи по краткой записи»

Использовать этот прием меня заставил тот факт, что не все дети умеют правильно составлять краткую запись. Поэтому решила действовать от противного – на основе краткой записи составить свою задачу. Это задание более творческого характера, развивается воображение. Ученик должен научиться сопоставлять абстрактную величину с конкретными предметами.

Придумать условие задачи, используя следующие данные:

а) 4 ч – 100%

? ч – 30%

б)

  1-й элеватор 2-й элеватор
Было х
Стало 3х – 960 х + 240

 

Примерные ответы:

а) На проведение экзамена дается 4 часа. Спустя некоторое время до конца осталось 30% времени. Сколько времени осталось?

б) В одном элеваторе было зерна в 3 раза больше, чем в другом. Из первого элеватора вывезли 960 т зерна, а во второй привезли 240 т, после чего  обоих элеваторах зерна стало поровну. Сколько тонн зерна было в каждом элеваторе первоначально?

Прием «Работа с графиками, таблицами»

Уметь из таблицы получить все данные для решения задачи, заполнить недостающие клетки в таблице, найдя закономерность ее заполнения; выяснить зависимость между данными и составить формулу этой зависимости – вот те универсальные действия, которыми должны овладеть ученик. Этот прием также можно использовать на различных этапах урока. Например, Максим увлекся историей парусных судов в России. Он нашел и представил в таблице данные о самых больших парусных судах, которые до сих пор используются.

Название судна Год выпуска Длина судна с бушпритом Высота мачт Скорость Экипаж, чел.
«Седов» 1921 117 м 50 см 58 м 18,32 узла 70
«Крузенштерн» 1926 114 м 50 см 56 м 17,2 узла 70
«Мир» 1987 109 м 60 см 49 м 50 см 21 узел 55
«Надежда» 1992 109 м 40 см 49 м 50 см 18 узлов 50
«Херсонес» 1988 108 м 60 см 49 м 50 см 12 узлов 44

 

Примерные вопросы, которые можно задать к этой таблице:

  1. Длина какого судна самая большая?
  2. Какое судно самое молодое?
  3. Какое судно имеет большую вместимость и большую скорость?
  4. Какова высота мачт у судна «Паллада»?

Последний вопрос не имеет отношения к таблице и задан специально, чтобы проверить внимание учащихся, вызвать интерес и побудить их к поиску новой информации.

Графики часто встречаются в нашей жизни. Уметь их читать, то есть извлекать из них информацию, отвечать на поставленные вопросы, использовать полученные данные для решения задач и строить новые графики – этому мы должны научить наших учащихся. В 6 классе ребята только знакомятся с понятием координатная плоскость, график. Они только учатся читать простейшие графики, отвечать по ним на вопросы.

В содержание таких вопросов можно включать информацию, которая не представлена в задаче, в тексте и т.д. Это формирует у учеников потребность внимательно читать, понимать о чем его спрашивают.

Также можно попросить детей провести опрос учащихся или взрослых по любому интересующему их вопросу и результат оформить в виде таблицы и диаграммы. Например, Валера заболел. На графике показано изменение температуры больного. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько дней у Валеры была повышенная температура?
  2. В какой день после начала болезни температура была самой высокой?
  3. В какие дни болезни температура повышалась? Понижалась?
  4. В какой день температура была 37ºС?

 

Применение этих методов на уроках математики повышает у обучающихся потребность поиска дополнительной информации, внимательного, вдумчивого прочтения текста, умение использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей.