Формирование потребности у школьников приносить пользу обществу

Алсу МАКСЮТИНА,

учитель биологии, классный руководитель VI класса средней школы №3 г.Менделеевска

Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце – актуальная проблема для школы, для семьи и представляет собой угрозу для человека и для общества. Опыт работы в качестве классного руководителя свидетельствует: не все наши лучшие ученики становятся «хорошими людьми». И наоборот, очень часто «слабый» ученик становится «золотым человеком», наполненного душевной теплотой. Значит, за гонкой за качеством мы часто упускаем то, что нельзя измерить ни в процентах, ни в баллах ЕГЭ, ОГЭ, а именно процесс воспитания духовной нравственности школьников. Что может сделать классный руководитель для разрешения данного противоречия? Как эффективно использовать внеурочную, внешкольную деятельность для духовно- нравственного развития и воспитания воспитанников?

 Долгое время, успешно работая классным руководителем в старших классах, была вынуждена свидетельствовать эгоизм, нетерпимость, жесткость, потребительское отношение детей к окружающим. Осознавала, что в их подростковом возрасте не были своевременно заложены в них «семена» нравственности: милосердия, заботы, доброты, сострадания. Отсутствовали педагогические условия, создающие возможность для проявления реальной потребности приносит пользу обществу.

Став классным руководителем V класса, приоритетным направлением своей деятельности определила духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Взяв за основу «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС разработала авторскую программу воспитания «Я – моя семья. Я – моя малая Родина. Я – гражданин России». Одной из главных ценностей духовно-нравственного воспитания является патриотизм – любовь к Родине.

На мой взгляд, формирование патриотизма надо начинать с первого шага – воспитание патриотизма – осознанной любви к своим родителям, предкам, родственникам, семье, своему роду. Уже второй год, реализуется совместный проект детей и родителей, посвященный изучению истории семьи и рода: «Ты и твое имя», «Реликвии моей семьи», «Самые знаменитые мои предки», «Я горжусь своими родителями».

Благодаря чему появляется реальная возможность для создания пространства живой истории, условий приближения истории семьи к личности пятиклассника. Следует отметить, целесообразность изучения родословия, истории семьи соответствует возрастным особенностям десятилетних школьников. Этот период характеризуется хорошей мотивацией: открытость, эмоциональная отзывчивость, познавательная активность – позитивный период для изучения истории семьи, рода. Формируется сознательная любовь и гордость воспитанников за свой род, свою семью. Защита семейных проектов – большое событие и праздник в классе.

Удивительная атмосфера создается на празднике: позитивный настрой детей, особое волнение и переживание за выступление, демонстрацию генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей. Выступления учащихся всегда сопровождаются искренностью, трогательным волнением, гордостью, уважением и любовью к предкам, ответственностью.

Данные внеурочные мероприятия действительно становятся пространством личностной истории, прожитой и прочувственной. Факты и события из жизни предков, прошедшей через эмоции и чувства становятся благодатной основой восприятия истории Родины в дальнейшем как части своей родной, близкой. Кроме того, большую помощь оказывают ученикам родители, бабушки и дедушки и другие родственники, что сближает семью и родственников. Составление родословной укрепляет семью, повышает ее степень устойчивости, духовной близости. Меняется отношение к старинным вещам, фотографиям, письмам; систематизация семейного архива, составление генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей и т.д. В результате у пяти-шестиклассников формируются духовные ценности: уважение и любовь к семье, роду, чувство гордости за предков, достойного продолжение рода.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Модель «Я – моя малая Родина» – следующая ступень развития гражданина России – через экологическое воспитание, как составной части духовно-нравственного воспитания. Формирование любви к родному краю, к ее природе, бережному отношению, заботе о местной природе формирует потребность у воспитанников участия в экологических акциях.

Охрана и защита природы позволяет моим ученикам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. В нашем микрорайоне экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в городе. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы, прилегающие к школе микрорайона. Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего микрорайона и города в целом. Модель «Я – моя малая Родина» помогает детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, принять участие в жизни микрорайона и города в целом. Модель реализуется под девизом «Думай глобально – действуй локально!», которая направлена на локальное решение экологических проблем нашего микрорайона и города в целом. В рамках программы были проведены акции и внеклассные мероприятия с привлечением общественности города «Мы – за чистый город», «Тойма – достояние Менделеевска», «Сбережем березовую рощу», «Мы в ответе за тех, кого приручили». В результате работы у обучающихся формируются духовные ценности: уважение и любовь к городу, своего микрорайона, к природе своего края, чувство гордости за личный вклад в решении экологических проблем своего города, микрорайона, позволяет почувствовать себя достойным продолжением своего рода и своей малой Родины.

Высшая ступень формирования патриотизма – любви к стране, Родине, героям войны и труда. Проект «Бессмертный полк» был для нас кульминацией героико-патриотической деятельности. Да, этим проектом была охвачена вся страна, и мы как часть целой страны жили этим проектом. Родители, дети были охвачены душевным порывом: вспомнить, не забыть, представить всех погибших родственников поименно!!!! И мы достойно его реализовали!!!

Активной гражданской позиции, чувству ответственности за свою страну невозможно научить — ее нужно формировать, развивать только в живой практической деятельности через проектную технологию, через педагогику сотрудничества с представителями государственных структур, общественных организаций на равных условиях «дети – взрослые».

Патриотами и гражданами не рождаются, ими становятся! И школа – это место духовно-нравственной силы, что передается через преемственность поколений путем изучения историко-культурного наследия семей обучающихся, духовно-нравственных подвигов в отечественной истории, локальной истории – через изучение персональной истории выдающихся личностей. Внесение вклада в изучение локальной истории, проекта «Бессмертный полк», посвященной участию родственников в Великой Отечественной войне – получивший общественное признание – это пример становления граждан!

Верю, что у моих воспитанников будет острый ум и отзывчивое сердце, знания наук и знание добра!