Формирование мотивационной среды на уроках химии

Формирование мотивационной среды

 на уроках химии

 Айзира КАРИМУЛЛИНА

Марина ПИЧУГИНА

учителя  химии

гимназии №8

г.Казани

Мотивационная среда в школе – это среда обладающая комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающую повышение качества образования. К субъектам образования относят учителей, учеников, администрацию, родителей, различных социальных партнеров образовательного учреждения.

Образование всегда являлось целенаправленным процессом, который влияет на саморазвитие и становление личности. Качество образования обеспечивает не только успешность ребенка в школе, но и качество жизни в будущем, то есть выступает социальной категорией, которая обеспечивает и определяет результаты человека в целом.

К мотивационной среде школы в разных источниках относят разные компоненты. Например, С.В.Мурашова в своем проекте «Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни» выделяет следующие важные компоненты мотивационной среды в школе:

  1. Качество образования для качества жизни к потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
  2. Качество целей и задач образовательного процесса.
  3. Качество образовательного процесса.
  4. Качество условий и среды образования.
  5. Качество содержания образования.
  6. Качество применяемых педагогических технологий в обучении и так далее.

В результате вышеперечисленного, мотивационная среда в школе формирует качество образования, которое обязательно предполагает выход на сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, в идеале в результате внедрения мотивационной среды в школе должна формироваться компетентностная модель выпускника школы.

Перспективная форма организации мотивационной среды – это организация практикума или выполнение учебно-исследовательских проектов, обучающихся в рамках непрерывного образования «школа-вуз» на базе университетских лабораторий с привлечением научных сотрудников и вузовских преподавателей в качестве руководителей, консультантов, рецензентов работ школьников; организация проектных работ.

Но в последние годы в условиях постоянного развития общества использование только традиционных приборов и оборудований недостаточно. Поэтому следует внедрить  в образовательный процесс приборы нового поколения, которые  значительно повысят  у учеников интерес к изучению предмета.  Во время организации и проведении проектных работ целесообразным считается использование цифровых лабораторий. Цифровая лаборатория – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов, и лабораторных работ. Они используются в учебном процессе для осуществления практических занятий и лабораторных опытов на уроках предметов естественнонаучного цикла (химия, биология, физика) и для организации проектных, исследовательских работ, как в урочное, так и внеурочное время. Классические средства, которые применяются с целью сбора и обработки информации все чаще остаются на втором плане  и заменяются передовыми аналогами нового поколения – цифровыми лабораториями. Применение цифровых лабораторий позволяет проводить эксперименты на качественно другом уровне. По сравнению с традиционными лабораториями они дают возможность существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышают точность и наглядность экспериментов, предоставляют практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных.  Цифровые лаборатории позволяют достичь учителю химии поставленных ФГОС задач. Они дают возможность сконцентрировать внимание учащихся на постановку цели, задач, анализе полученных данных и поиске способов решения поставленных перед ходом  проектной деятельности проблемных вопросов.

Как педагог, я считаю, что мотивационная среда в школе является решающим фактором в повышении качества образования. Она создает атмосферу, которая побуждает всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, администрацию, родителей и партнеров) проявлять высокую мотивацию и достигать образовательных целей.