Формирование математической грамотности на уроках и внеурочной деятельности

(Из опыта работы)

Наталья МОРОЗОВА,                                                                                

учитель математики Тетюшской средней школы №2 им. А.А.Соколовского г. Тетюши

По ФГОС, цель образования – это общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Оно обеспечивает основную компетенцию: умение учиться. Обучение по ФГОС проходит на всех уровнях — в детском саду, начальном звене, средней и старшей школе. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.

Главное, чтобы в итоге он обладал навыками, без которых в нашем современном мире прожить невозможно. Окончив школу, он должен ориентироваться во многом: грамотно писать, правильно говорить, производить расчеты, выделять и находить главное. Совокупность этих навыков и определяет функциональную грамотность учащихся.

Школа должна дать  не только объем определенных знаний, но и привить умения самостоятельно пополнять свой запас знаний. Для успешного овладения любым предметом необходима творческая  и самостоятельная работа. При изучении математики в школе это относится в первую очередь. Задача каждого учителя вызвать и развить интерес к предмету.

Я, как учитель математики, тоже стараюсь повысить математическую грамотность своих учеников. Ведь математически грамотный человек высказывает хорошо обоснованные математические суждения, использует математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, которые присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в формировании у учащихся умений применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Даю нестандартные домашние задания. Например, составить задачу для своего одноклассника, которая решается уравнением. Для первого варианта  задача по теме «Наш класс», для второго варианта – «Наша школа».

Вот некоторые из них:

  1. Всего в нашей МБОУ «Тетюшская СОШ №2 им.А.А.Соколовского» 20 класс-комплектов. Начальных классов на 2 меньше, чем средних, а старших классов на 8 меньше, чем средних. Найдите сколько начальных, средних и старших классов в нашей школе?
  2. В 6Б классе 25 учеников. Один из них отличник, а 12% учатся на «4» и «5». Сколько учеников учатся удовлетворительно?

Такое понятие, как синквейн, помогает детям развивать речь и мышление, помогает усвоению понятий в любой предметной области.

Вот некоторые из них, которые задавала на дом в 5 классе:

1.Температура.

  1. Низкая, высокая.
  2. Повышается, понижается, стабилизируется.
  3. Перепады температуры.
  4. Определяющий элемент погоды.

– Скорость.

– Быстрая, средняя.

– Увеличивается, уменьшается, развивается.

– Двигатель теряет мощность и скорость плохо набирается.

– Движение.

В 5 классе, когда изучаем тему площадь, даю творческое домашнее задание, рассчитать сколько потребуется рулонов обоев, чтобы оклеить свою комнату. Дети готовят дома презентацию из 8 – 10 слайдов, демонстрируя наглядно, как они измеряют высоту, ширину, длину комнаты и приводят расчеты с учетом окон и дверей. Дети в таком возрасте очень любят выступать у доски со своей работой и получить за свой труд оценку.

Задача, на нахождение среднего арифметического, составленная дома учащимся: “Моя мама работает в Межмуниципальном отделе по Камско-Устьинскому и Тетюшскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан и занимается выдачей документов из Государственного фонда данных. В 2016 году было выдано – 94 документа, в 2017г – 119, 2018 году было выдано 126 документов, в 2019 г. – 109, а в 2020 году – 137 документов. Какое количество документов в среднем выдают из Государственного фонда данных?”

Практическую работу проделывают учащиеся 8 класса по геометрии по теме «Измерительные работы на местности». Класс делится на группы, каждая получает свое задание, например, измерение высоты здания с помощью зеркала. Работа в группах одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Здесь растет самокритичность ребенка, растет глубина изучаемого материала, познавательная, творческая активность, сплоченность, меняется характер взаимоотношений между детьми, возрастает сплоченность класса. Работу в группах можно проводить как по обобщению темы, так и при изучении темы. Например, «Арифметическая прогрессия», урок №1, провожу в группах, где каждой дается решить свою задачу. Например, рабочий копает канаву, за первый метр ему заплатят 100 рублей, а за каждый следующий на 20 рублей больше, чем за предыдущей. Какова будет стоимость работы за 8 метров? После самостоятельного решения, дети выясняют закономерность полученного числового ряды и выводится определение арифметической прогрессии.

Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности:

В 8 классе дети готовили проект на тему «Деньги в семье», где было объяснение слову «деньги»  и их роли в современном мире. В одной работе ученик рассчитывал стоимость поездки семьи на отдых.  После чего делается вывод об экономии семейного бюджета, если отправится семья на отдых  на машине.

Исследовательскую работу выполняли  ребята  6 класса по теме «Мой родной город в числах и задачах», посвященную к 240 -летию города Тетюши. Здесь они составляли задачи, связанные с историей города. Приведу пример некоторых:

№1. Сто лет назад в 1921 году местные рыбаки выловили рыбу белугу, и по размерам она не уступала своей великой предшественнице: вес  чудо — рыбы составлял 960 килограмм, длина — более пяти метров, а ее желудок, словно мешок, был доверху набит раками, стерлядью и налимами. Икры в этой красавице оказалось 16 пудов! Сколько в пудах весила это чудо белуга?

№2. В Тетюшском районе проживают 21584 человека. Из них: русские — 35,7%, татары — 32,7%, чуваши — 20,9%, мордва — 9,6%, представители других национальностей — 1,1%. Сколько человек каждой национальности проживают в г. Тетюши? Ответ округлите до целых.

Все эти задания направлены на развитие математической грамотности, которые предполагают способность учащихся использовать знания, приобретенные за время обучения.

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы.

Формирование учебной самостоятельности учащихся  является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой задачи для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Таким образом, главный признак сформированной математической грамотности — готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных  с жизнью, стремление действовать рационально и творчески.