Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе выполнения проектно-исследовательской работы

№ 139

Венера ЗАРИФУЛЛИНА,

Евгения СЕРЕБРЯКОВА,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №82 г. Казани

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует обновления организации образовательного процесса. При этом главным образом  меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, мотиватором, организатором познавательной деятельности детей. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, учится самостоятельно делать выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.

          Но сегодня в школу приходят дети с разной познавательной активностью и порой низкой учебной мотивацией. Целью работы учителя становится воспитание мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.

Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.  В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата.

Исследовательская, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах интеллектуальных конкурсах, проектах, концертах, фестивалях — все это способствует формированию ключевых компетенций.
В своей работе с учащимися  мы активно используем проектную и исследовательскую деятельность и применяем определённый алгоритм исследовательской деятельности.

1. Выбор темы исследования.

Учитель предлагает на выбор темы детских проектов и исследований, но чаще ученик сам выбирает тему.

2. Постановка проблемы

На этом этапе дети формулируют цели и задачи, выдвигают гипотезу. Здесь, конечно, нужна будет помощь учителя или родителя, особенно на начальном этапе. В ходе обсуждения проблемы дети предлагают свои пути решения: например, выяснить, полезны или вредны сладости, когда лучше есть сладкое, провести опрос среди учащихся, составить диаграммы, графики.

3. Планирование работы

Дети должны найти пути поиска необходимой информации и определить какими методами будут пользоваться (думать самостоятельно, посмотреть книги, спросить у людей, узнать в Интернете, наблюдать или провести эксперимент).

4. Выполнение проекта (исследования).

На этом этапе педагог должен грамотно и ненавязчиво осуществлять руководство работой, чтобы не навязать ученикам готовую информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), учатся работать с источниками в библиотеке, используют Интернет. Особую роль в работе над проектом мы отводим и родителям. им подчас непонятна их роль в работе над проектом.  На классных собраниях необходимо довести до родителей суть и роль проектной деятельности в начальной школе. Они должны понять, что играют роль только источника информации, наряду с другими источниками.

5. Защита проекта (исследования)

Этот этап требует особого внимания. Происходит презентация результатов исследовательской деятельности. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Учащиеся защищают проекты перед учащимися своего или других классов начальной школы или на научно-практической конференции.

В проектную деятельность мы вовлекаем школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это различного вида доступные творческие задания, выполняемые на уроках литературного чтения (например, создание Книжки – малышки с иллюстрациями «Моя сказка», «Азбука в картинках»), окружающего мира (рисунки, фотографии и рассказы «Моя любимая семья», «Чем я увлекаюсь», «Мой домашний питомец», книжки-малышки: «Мое любимое время года», «Лечебные растения», «Загадки», «Пословицы и поговорки об учении» и т д.), трудового обучения и изобразительного искусства и в форме коллективных творческих работ, проводимых во внеурочное время (групповые и коллективные работы из различных материалов – пластилина, природного материала, ткани, салфеток, цветной бумаги и т.д.).

А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.  В результате проектной деятельности на уроках и во внеурочное время стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых.

Ученицы Хайруллина Доминика и Мамаева Елизавета, активные участницы конкурсов и олимпиад различного уровня, выполнили проект «Казань – мой любимый город». В своём проекте ученицы исследовали  историю возникновения города, легенды и сказания, которыми славится столица, традиции, обычаи татарского народа, проанализировали, какие народы населяют Республику Татарстан. Также уделили внимание всенародно любимому празднику Сабантуй, кулинарным традициям татарского народа. Конечный результат их работы над проектом – это изготовление стенгазеты «По просторам нашего города».

Автор проекта «Русская кухня – здоровая кухня» – Винокурова Арина, очень любит готовить со своей мамой. Цель её работы – изучить влияние блюд русской кухни на здоровье человека. Она провела анкетирование среди учащихся класса, выявила вкусовые предпочтения ребят, изучила их мнение о пользе и вреде различных блюд русской кухни. Итогом ее работы стал испеченный каравай, которым традиционно встречают гостей на русской земле.

Следующий проект «Хоккей на траве – спорт моей мечты». Это проект подготовила Столярова Влада, которая занимается этим видом спорта и имеет высокие результаты в соревнованиях различного уровня. В нем она доказывает, что хоккей на траве – это, прежде всего спорт, и занятия им, как и всяким другим видом спорта, определенным образом воздействуют на организм человека, способствуют выработке у него определенных качеств, необходимых в повседневной жизни, в труде. И эти качества помогают ей и в учёбе, и разучивании комплекса утренней зарядки, упражнений для разминки на уроках физической культуры. В своей работе она также знакомит нас с историей возникновения хоккея на траве. Результат проекта – некоторые ребята заинтересовались этим видом спорта, записались в секцию, и на сегодняшний день активно участвуют в соревнованиях различного уровня.

Ишеев Богдан выбрал для своего проекта «Отчий дом» изучение истории возникновения поселка Куюки, родины своих предков. Он выяснил, откуда произошло название этого поселка, какие люди здесь живут, чем они прославились. Главный вывод, который он сделал: нельзя забывать свою малую родину, стараться почаще бывать у своих бабушек и дедушек, уделять им больше внимания.

Богданова Вероника и Наговицына Алина увлекаются куклами, поэтому их заинтересовала тема «Куклы разных народов мира». Они нашли информацию о происхождении куклы, о куклах, с которыми играют дети в разных странах. Результатом их проекта стало изготовление кимоно для японской куклы.

Особенно нравится детям темы «Моя родословная», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Дети узнают много нового и интересного из истории своей семьи . Ребятам очень интересно узнать, кем были их прабабушки и прадедушки. Презентации данных проектов проходили в разных формах: издание книги, монтаж фильма, стенгазеты.

Проекты по школьным предметам  довольно разнообразны: «Имена прилагательные в сказках Пушкина», «Скороговорки», «История уравнений», «История развития чисел», «Деревенский двор», «Растительный и животный мир края «.

Темы проектов многообразны. Каждый ребенок может выбрать любую тему в соответствии со своими предпочтениями. Ребята выступали с презентациями своих проектов перед учащимися класса, а также на школьной научно-практической конференции. Работая над проектами, учащиеся узнавали много нового, интересного, учились работать с информацией, со способами ее подачи. Также они развивали свои коммуникативные навыки, умение работать и взаимодействовать в паре, группе. Очень важно развитие самостоятельности, нестандартного мышления.

Тем самым у обучающихся формируется не только навык выступления, но навык общения со сверстниками и со взрослыми – учителями других классов. Проектная деятельность помогает моим учащимся в подготовке  не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (занятия в кружках «Ментальная арифметика», «Рациональное чтение и развитие образной памяти»), которые проводятся в нашем классе еженедельно. На эти уроки ребята с удовольствием тоже готовят свои маленькие проекты, с каждым уроком растёт их познавательная и творческая активность.

В работе над проектами большая роль отводится не только коллективному сотрудничеству педагога, родителя и ученика, а также активное вовлечение всех учащихся во время презентации проекта.

Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучающихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности. Как показывает практика, организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

В сфере личностных УУД:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

В сфере регулятивных УУД:

умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи; составление плана работы и следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.

В сфере познавательных УУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; умение выдвигать гипотезы и их обосновывать; предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет), сравнивать, обобщать, делать выводы.

В сфере коммуникативных УУД:

умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение задавать вопросы; умение выражать мысли.

Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.

В формировании ключевых компетенций также большую роль играет участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. С большим интересом ребята участвуют в международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок». Очень познавательны и интересны учащимся олимпиады, которые проводит Республиканский олимпиадный центр г.Казани. С большим интересом ребята участвуют в олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру: «Эрудит», «Найди ошибку» «Живое слово», «Математический марафон», «ЛИМон» и др. Самые активные участники, которые не раз становились победителями и призерами: Винокурова Арина, Хайруллина Доминика, Кочнев Артем, Башаров Саша, Бакова Рита, Кравцова Яна, Нуртдинов Камиль. Олимпиадные задания также способствуют развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, творчества.                           Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках, и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучающихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.