Формирование элементов эмоционального интеллекта при подготовке детей к школьному обучению

№ 113

Динара САВЕЛЬЕВА,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани

Каждый родитель искренне желает, чтобы его ребенок успешно учился в школе. Именно с этой целью дети посещают большое количество развивающих секций и кружков. Если проанализировать дополнительные услуги в современном детском саду, то, исключая спортивное направление, перечень их будет выглядеть примерно следующим образом: ментальная арифметика, юный эрудит, английский язык, легоконструирование, подготовка к школе, робототехника, ИЗО. Все эти занятия направлены на развитие познавательной сферы ребенка. Иными словами, можно сделать вывод об интенсивной интеллектуализации образования дошкольников.

Однако, как известно, готовность к школе – комплексная и многокомпонентная характеристика ребенка, которая не ограничивается лишь умением считать, писать и читать. Специалисты выделяют 4 критерия готовности к обучению в школе:

физическая готовность – соответствующие возрасту вес, рост, мышечный тонус, уровень развития моторики, состояние нервной системы и анализаторов;

интеллектуальная готовность определяется не только словарным запасом, общей осведомленностью, но и развитостью познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития;

личностная и социально-психологическая готовность, под которой понимается сформированность, во-первых,  новой социальной роли – внутренней позиции школьника, во-вторых, навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а в-третьих, комплекса нравственных качеств, необходимых для учения;

эмоционально-волевая готовность определяется умением распознавать и вербально выражать собственное эмоциональное состояние, регулировать свое поведение в ситуациях, связанных с напряжением и переживаниями, а также способностью к эмоциональной отзывчивости и эмпатии. Немаловажным показателем данного вида готовности является и определенный уровень произвольности психических процессов, самостоятельности и самооценки.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что посещение перечисленных развивающих кружков способствует формированию только одного вида готовности – интеллектуальной. Хотя, согласно современным результатам социально-психологических исследований успешность человека в личной и социальной сферах на 80% зависит от степени развития эмоционального интеллекта (EI) и лишь на 20% от развитости умственных способностей (IQ).

Дошкольный возраст – удивительный период детства, богатый сензитивными периодами развития многих сфер и функций, поэтому и формирование элементов эмоционального интеллекта целесообразно начинать именно в это время. Конечно, управлять своими эмоциями маленькому ребенку не по силам, но он уже может и должен узнать, что это такое. И крайне важно, чтобы ребенок осознавал свое эмоциональное состояние и понимал, почему ему сейчас грустно, по какой причине  он злится или смеется. Стоит отметить, что в данном контексте эмоции – это тоже знания, получаемые посредством личного опыта и разъяснения взрослых. Это очень важная диада для  развития эмоционального интеллекта: не просто переживание эмоций, но и объяснение взрослыми их причин, проявлений и последствий.

Для того, чтобы результативно формировать компоненты эмоционального интеллекта у дошкольников, необходимо четко представлять, что к ним относится. А это:

— умение определять собственное эмоциональное состояние, его причины и проявления;

— способность распознавать эмоции и чувства окружающих;

— умение сопереживать и сочувствовать другим.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте возможно несколькими способами:

  1. В сюжетно-ролевой игре ребенку легче распознать и изобразить эмоции, понять другого, его настроение.
  2. Достижение положительного результата в совместной трудовой деятельности способствует формированию чувств радости, удовлетворения, а также навыку конструктивного взаимодействия;
  3. Чтение произведений художественной литературы, во время которого происходит сравнение себя с положительным героем, активное сопереживание ему, негативная оценка поступков отрицательного героя, анализ эмоционального состояния всех героев и соотнесение их с пиктограммами;
  4. В творческой деятельности происходит развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного и дальнейший перенос понятия «красота» на поступки окружающих, а также совершенствование навыка самооценивания и  конструктивного оценивания работ других.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и необходимости формирования элементов эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, как условия успешной подготовки детей к обучению в школе.