Формирование детского сообщества

№ 187

Ольга ИБРАГИМОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №32 «Одуванчик» г. Альметьевска

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности.

Взаимоотношения со сверстниками позволяют дошкольнику жить и действовать без вмешательства взрослых, а также предоставляют «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей.

Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Начав работать с детьми среднего возраста, пришла к выводу, что они были обычной разрозненной группой: иногда ссорились, жаловались, их было нелегко собрать вместе, а для того, чтобы они слушали, надо было посадить их лицом к себе и видеть каждого. Я понимала, что их надо соорганизовать. Первоочередной задачей было создание комфортных условий и положительного эмоционального фона для сближения детей в группе.

Что я делала? Привлекала внимание детей к тому, что делает сверстник, так же к эмоциональному состоянию друг друга. Предлагала пригласить в игру не играющих детей.

Давала детям примеры обращения к сверстнику. Например, в игровых отношениях предлагала варианты вопросов «А можно мне так играть? Можно вместе с тобой поиграть этой игрушкой? Давай, ты будешь зайчиком, а я – лисой?». Иногда помогла детям договориться с теми детьми, с которыми они хотели бы поиграть.

Но самое главное, я предлагала детям делать разные дела в парах и тройках:  что-то слепить, нарисовать, собрать, построить…

Что получилось? Расскажу об этом!

Дети стали договариваться с партнером, вдвоем соблюдать последовательность действий. Начали наблюдать за сверстниками, когда пара или тройка говорит всей группе.

Например, выполняя задание по подбору картинок с определенным звуком, дети демонстрировали выбранные картинки и соблюдая очередность, рассказывали всей группе.

Стали проявлять интерес именно к действиям детей, если видели, что у других получается, то копировали их. Например, дети, услышав удачный вариант рассказа команды, успешно подражали этим ребятам. Многие приобрели опыт обращения ко всей группе. Им стало интересно, что сделал сверстник, то есть появилось внимание к продукту творчества сверстника – рисунку, аппликации, постройке. Например, дети, объединившись с помощью счетных палочек по цвету и количеству, складывали дерево без образца. Были такие пары, которые выкладывали каждый свое дерево. Им не хватало палочек. А были и такие, которые вместе, выложили одно красивое дерево. И когда уже дети хвалились своими деревьями, стало понятно, что для достижения хорошего результата,  необходимо объединиться. Именно совместное сотрудничество, общение в парах вызвали взаимное доверие и интерес детей к друг другу. Они уже сейчас вместе переживают радость от совместных побед, от того, что им что-то удалось сделать вместе. Это составляет их бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.