Форма и методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в национальной школе
(из опыта работы)
Айгуль ШАКИРОВА,
Рамзия ХАДИЕВА,
учителя русского языка и литературы
Нурминской средней школы
Балтасинского района РТ
Как известно, русский и тюркские языки по своей структуре относятся к двум типологически различным группам. Основная цель обучения русскому языку в национальной школе – научить школьников практическому владению русским языком с тем, чтобы учащиеся, окончившие среднюю национальную школу, могли свободно пользоваться русской речью в её устной и письменной форме.
Не секрет, что уровень владения русской речью учащихся школ с татарским языком обучения не всегда отвечает современным требованиям, особенно для сельской местности.
Процесс формирования умений и навыков на уроках русского языка у детей татар происходит под влиянием родного языка. Как известно,
в татарском языке нет категории видов глагола, но система времен более сложна; существительные не имеют категории рода, в татарском языке имена прилагательные, как и наречия, являются неизменяемыми словами…
| Грамматические категории | |
| Русский язык | Татарский язык |
| грамматические категории
числа, падежа, времени, наклонения, лица |
грамматические категории
числа, падежа, времени, наклонения, лица |
| грамматические категории рода и вида | — |
|
— |
грамматические категории принадлежности и отрицания/утверждения |
| грамматические средства:
1) окончания; 2) суффиксы; 3) приставки; 4) ударения; 5) предлоги; 6) вспомогательные слова |
грамматические средства:
1) словоизменительные аффиксы; 2) послелоги; 3) вспомогательные слова |
В начале учебного года после проведения диагностики и письменных работ выявляются билингвальные речевые и грамматические ошибки, которые представлены в таблицах:
| Тип грамматических (билингвальных) ошибок | Пример |
| Нарушение категории рода (глаголы прош. вр., сущ.). | Мне понравилось фильм |
| Отсутствие предлога. | Играли футбол |
| Неверное употребление предлога. | Мы с сестрой прыгали в батуте |
| Неверное употребление формы слова | Мы в этот день поехали в Екатеринбурге |
| Нарушение родовых окончаний имен прилагательных | У Тузика шерсть недлинный |
| Неверное употребление местоимений | Это моя карандаш |
Речевые (билингвальные) ошибки
| Разновидность речевой ошибки | Пример |
| Неточное употребление слова со сходным лексическим значением | Мы с родителями приехали в поход |
| Нарушение видовой соотнесенности глагольных форм | Я проснулся рано и готовился
к рыбалке |
Проанализировав ошибки, определяем трудности учащихся-татар при выполнении грамматических и речевых заданий.
Для устранения возникших нарушений нами отбираются приемы, направленные на коррекцию ошибок.
Для работы с грамматическими и речевыми билингвальными ошибками используем следующие приемы:
- Прием грамматического моделирования языковой единицы по заданным грамматическим параметрам для коррекции грамматических (билингвальных) ошибок
Задание. Прочитайте диалог. Замените словосочетания «сущ. + сущ. с предлогом» словосочетанием по модели «прил. + сущ.». Запишите получившиеся словосочетания.
В столовой.
– Что ты возьмешь: суп из овощ…, суп с мяс… или суп с гриб…?
– Я хочу взять суп с картофел….
– А что хочешь взять на второе? Возьмешь котлеты из мяс…?
– Нет, я возьму пирог с рыб….
– А на третье что ты хочешь?
– Я хочу кисель из клюкв… и ватрушку с творог…
- Прием группировки слов на определенное языковое явление для коррекции грамматических и речевых (билингвальных) ошибок
Задание 1. Выпишите из предложений словосочетания в две колонки. В первую – словосочетания с предлогами, во вторую – без предлогов. Определите лексическое значение выделенных слов.
1)Белка песенку поет, золотой орех грызет, изумрудец вынимает и в мешочек опускает. (А. Пушкин) 2) Не шепчутся листья с гремучим ключом. (М. Лермонтов) 3) Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила. ( А. Пушкин) 4) В садах за пожарищем стояли деревья, листва их порыжела от жары. (М. Горький) 5) Из соседней комнаты вышел плотный казачок в козьей серой папахе. ( М. Шолохов)
| Словосочетания с предлогами | Словосочетания без предлогов
|
Задание 2. Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, распределяя по колонкам. Из каких слов словосочетания невозможно составить? Почему?
| Сущ. ж.р | Сущ. м.р.
|
Сущ. с.р.
|
Красивый, животное; преподаватель, математика; наслаждаться, природа; объяснять, задача; дружный, озеро; пахучий, сирень; малюсенький, озерцо; кислый, тетрадь; звонить, отец.
- Прием конструирования контекста, в которые требуется ввести языковую единицу в необходимой грамматической форме:
Задание. Вместо точек вставьте нужный глагол: идти или ехать. Определите лексическое значение этих глаголов. Переведите получившиеся предложения на татарский язык. Сопоставьте получившиеся предложения по отношению к глаголам?
- Буфет на нашем этаже. Я… туда (иду, еду).
- Мы… в центр на метро (идѐм, едем).
- Школа рядом. Дети… в школу (идут, едут).
- Библиотека на первом этаже. Саша… туда (идѐт, едет).
- Антон… в аэропорт на такси (идѐт, едет).
- Друзья… в Петербург (идут, едут).
- Отец… на работу на машине (идѐт, едет).
- Магазин рядом. Маша… туда за хлебом (идѐт, едет).
- Мы… на экскурсию на автобусе (идѐм, едем).
- Учитель… в класс (идѐт, едет).
- 4. Прием сопоставления языковых единиц русского и татарского языков с лингвистическим комментарием результатов сопоставления для коррекции грамматических и речевых (билингвальных) ошибок
Задание. Вместо точек вставьте нужное окончание ( -а, -я, -у, -ю, -ы, — и, -е). Переведите выделенные слова на татарский язык. В чем будет особенность? Объясните. Прокомментируйте, почему предложения объединены в группы.
- Маша идѐт из библиотек… Мама пришла с почт… Антон приехал из Петербург… Ли приехал из Кита… Откуда ты идѐшь? — Из общежити…
- Студенты едут в общежити… Мы идѐм на станци… метро. Дети идут в школ… . Кирилл идѐт на лекци…
- Учитель сейчас в комнат… Сергей учится в институт… Виктор живѐт в общежити… Наташа работает в поликлиник…
- Приемы работы с текстом: отбор языковых единиц в соответствии с выражаемым ими лексическим значением и грамматической формой, редактирование текста на основе применении знаний грамматических и речевых норм русского языка
Задание. Прочитайте текст. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм слов.
Ножки у козла тоненькая, головка легонькие, на рожках по пяти веточек, а на передней ножку серебряное копытце блестит…
Вспрыгнула козел на крышу и давай по нему серебряным копытцем бить. Тут камешки и посыпалось, красное, голубое, зеленое, бирюзовое…
(П.Бажов «Серебряное копытце»)
На занятиях со слабоуспевающими детьми также используются различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть:
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире — новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса, способствуют развитию личностного роста, повышают мотивацию и стимулируют познавательную активность ребёнка.
Неуспеваемость по русскому языку — проблема сложная, но решаемая. Преодолением неуспеваемости в школе надо заниматься постоянно, так как именно в это время формируется уровень речевой культуры и грамотности человека.
Педагог-гуманист Я.А.Коменский сказал: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Задача учителя – создать и правильно расположить эти ступеньки, чтобы наши ученики поднимались по ним …
