Форма и методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в национальной школе

 

(из опыта работы)

Айгуль ШАКИРОВА,

Рамзия ХАДИЕВА,

учителя русского языка и литературы

Нурминской средней школы

Балтасинского  района РТ

Как известно, русский и тюркские языки по своей структуре относятся к двум типологически различным группам. Основная цель обучения русскому языку в национальной школе – научить школьников практическому владению русским языком с тем, чтобы учащиеся, окончившие среднюю национальную школу, могли свободно пользоваться русской речью в её устной и письменной форме.

Не секрет, что уровень владения русской речью учащихся школ с татарским языком обучения не всегда отвечает современным требованиям, особенно для сельской местности.

Процесс формирования умений и навыков на уроках русского языка у детей татар происходит под влиянием родного языка. Как известно,

в татарском языке нет категории видов глагола, но система времен более сложна; существительные не имеют категории рода, в татарском языке имена прилагательные, как и наречия, являются неизменяемыми словами…

 

Грамматические категории
Русский язык Татарский язык
грамматические категории

числа,

падежа,

времени,

наклонения,

лица

грамматические категории

числа,

падежа,

времени,

наклонения,

лица

грамматические категории рода и вида
 

грамматические категории принадлежности и отрицания/утверждения
грамматические средства:

1) окончания; 2) суффиксы;

3) приставки; 4) ударения; 5) предлоги;

6) вспомогательные слова

грамматические средства:

1) словоизменительные аффиксы;

2) послелоги; 3) вспомогательные слова

 

В начале учебного года после проведения диагностики и письменных работ  выявляются  билингвальные речевые и грамматические ошибки, которые представлены в таблицах:

 

Тип грамматических (билингвальных) ошибок Пример
Нарушение категории рода (глаголы прош. вр., сущ.). Мне понравилось фильм
Отсутствие предлога. Играли  футбол
Неверное употребление предлога. Мы с сестрой прыгали в батуте
Неверное употребление формы слова Мы в этот день поехали в Екатеринбурге
Нарушение родовых окончаний имен прилагательных У Тузика шерсть недлинный
Неверное употребление местоимений Это моя карандаш

 

 

Речевые (билингвальные) ошибки

 

Разновидность речевой ошибки Пример
Неточное употребление слова со сходным лексическим значением Мы с родителями приехали в поход
Нарушение видовой соотнесенности глагольных форм Я проснулся рано и готовился

к рыбалке

 

Проанализировав ошибки,  определяем трудности учащихся-татар при выполнении грамматических и речевых заданий.

Для устранения возникших нарушений нами отбираются приемы, направленные на коррекцию ошибок.

Для работы с грамматическими и речевыми билингвальными ошибками используем следующие приемы:

  1. Прием грамматического моделирования языковой единицы по заданным грамматическим параметрам для коррекции грамматических (билингвальных) ошибок

Задание. Прочитайте диалог. Замените словосочетания «сущ. + сущ. с предлогом» словосочетанием по модели «прил. + сущ.». Запишите получившиеся словосочетания.

В столовой.

Что ты возьмешь: суп из овощ…, суп с мяс… или суп с гриб…?

Я хочу взять суп с картофел….

А что хочешь взять на второе? Возьмешь котлеты из мяс…?

Нет, я возьму пирог с рыб….

А на третье что ты хочешь?

Я хочу кисель из клюкв… и ватрушку с творог…

 

  1. Прием группировки слов на определенное языковое явление для коррекции грамматических и речевых (билингвальных) ошибок

Задание 1. Выпишите из предложений словосочетания в две колонки. В первую – словосочетания с предлогами, во вторую – без предлогов. Определите лексическое значение выделенных слов.

1)Белка песенку поет, золотой орех грызет, изумрудец вынимает и в мешочек опускает. (А. Пушкин) 2) Не шепчутся листья с гремучим ключом. (М. Лермонтов) 3) Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила. ( А. Пушкин) 4) В садах за пожарищем стояли деревья, листва их порыжела от жары. (М. Горький) 5) Из соседней комнаты вышел плотный казачок в козьей серой папахе. ( М. Шолохов)

 

Словосочетания с предлогами Словосочетания без предлогов

 

   

Задание 2. Составьте с данными словами словосочетания. Запишите их, распределяя по колонкам. Из каких слов словосочетания невозможно составить? Почему?

Сущ. ж.р  Сущ. м.р.

 

 Сущ. с.р.

 

     Красивый, животное; преподаватель, математика; наслаждаться, природа; объяснять, задача; дружный, озеро; пахучий, сирень; малюсенький, озерцо; кислый, тетрадь; звонить, отец.

  1. Прием конструирования контекста, в которые требуется ввести языковую единицу в необходимой грамматической форме:

Задание. Вместо точек вставьте нужный глагол: идти или ехать. Определите лексическое значение этих глаголов. Переведите получившиеся предложения на татарский язык. Сопоставьте получившиеся предложения по отношению к глаголам?

  1. Буфет на нашем этаже. Я… туда (иду, еду).
  2. Мы… в центр на метро (идѐм, едем).
  3. Школа рядом. Дети… в школу (идут, едут).
  4. Библиотека на первом этаже. Саша… туда (идѐт, едет).
  5. Антон… в аэропорт на такси (идѐт, едет).
  6. Друзья… в Петербург (идут, едут).
  7. Отец… на работу на машине (идѐт, едет).
  8. Магазин рядом. Маша… туда за хлебом (идѐт, едет).
  9. Мы… на экскурсию на автобусе (идѐм, едем).
  10. Учитель… в класс (идѐт, едет).
  11. 4. Прием сопоставления языковых единиц русского и татарского языков с лингвистическим комментарием результатов сопоставления для коррекции грамматических и речевых (билингвальных) ошибок

Задание. Вместо точек вставьте нужное окончание ( -а, -я, -у, -ю, -ы, — и, -е). Переведите выделенные слова на татарский язык. В чем будет особенность? Объясните. Прокомментируйте, почему предложения объединены в группы.

  1. Маша идѐт из библиотек… Мама пришла с почт… Антон приехал из Петербург… Ли приехал из Кита… Откуда ты идѐшь? — Из общежити…
  2. Студенты едут в общежити… Мы идѐм на станци… метро. Дети идут в школ… . Кирилл идѐт на лекци
  3. Учитель сейчас в комнат… Сергей учится в институт… Виктор живѐт в общежити… Наташа работает в поликлиник…

 

  1. Приемы работы с текстом: отбор языковых единиц в соответствии с выражаемым ими лексическим значением и грамматической формой, редактирование текста на основе применении знаний грамматических и речевых норм русского языка

Задание.  Прочитайте текст. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм слов.

Ножки у козла тоненькая, головка легонькие, на рожках по пяти веточек, а на передней ножку серебряное копытце блестит…

Вспрыгнула козел на крышу и давай по нему серебряным копытцем бить. Тут камешки и посыпалось, красное, голубое, зеленое, бирюзовое…

(П.Бажов «Серебряное копытце»)

 

На занятиях со слабоуспевающими детьми также используются различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть:

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире — новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают   скорректировать темп, ритм учебного процесса, способствуют развитию личностного роста, повышают мотивацию и стимулируют познавательную активность ребёнка.

Неуспеваемость по русскому языку — проблема сложная, но решаемая. Преодолением неуспеваемости в школе надо заниматься постоянно, так как именно в это время формируется уровень речевой культуры и грамотности человека.

Педагог-гуманист Я.А.Коменский сказал: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Задача учителя – создать и правильно расположить эти ступеньки, чтобы наши ученики поднимались по ним …