Доли
(Урок математики в 3 классе)
Айгуль ГАЛЯВЕТДИНОВА,
учитель начальных классов многопрофильной гимназии №189 “Заман» г. Казани
Цели:
– определить понятие «Доли»;
– учить записывать и читать доли.
Задачи:
обучающие:
– дать понятие о доле числа, о составных частях доли числа;
– повторить особые случаи деления и умножения на 0 и 1;
развивающие: продолжить развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, память, восприятие;
воспитывающие:
– работать над развитием любознательности, доброго отношения к своим одноклассникам;
– прививать интерес к предмету, расширять кругозор.
Планируемые результаты:
личностные:
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
– ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, желание понимать друг друга, принимать позицию другого;
– не бояться собственных ошибок;
познавательные:
– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
– строить вспомогательные модели к задачам в виде схематических рисунков;
– анализировать краткую запись задач и решать их составлением выражения;
– самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
– работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные:
– принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
– выполнять работу в соответствии с заданным планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
коммуникативные:
– работать в паре, договариваться друг с другом, уважительно относиться к точке зрения другого обучающегося;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
– ясно формулировать ответы на вопросы учителя.
Оборудование: демонстрационный материал: презентация, опорные схемы, апельсин.
Для обучающегося: раздаточный материал: цветовые карточки, карточки с заданиями.
Ход урока
Ι. Самоопределение к деятельности
Эмоциональный настрой детей.
Учитель. Доброе утро, ребята! Давайте поочередно соприкоснемся пальцами своего соседа и проговорим: желаю (соприкасаются большими пальцами), успеха (соприкасаются указательными), большого (соприкасаются средними), во всём (соприкасаются безымянными), и везде (соприкасаются мизинцами). И на этой приятной ноте начнём наш урок.
– Прочитайте, пожалуйста, пословицу «Мы учимся, когда мы что-то делаем».
– Как вы ее понимаете? (Ученики высказывают свои мысли.)
– Это и будет девизом нашего урока.
– Что такое учиться? Делая совместно, мы откроем новые знания. (Ученики высказывают свои мысли.)
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Устный счет.
Учитель. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду зачитывать вам математические выражения, если вы согласны с утверждением, то поднимаем карточку с зеленым цветом. Если не согласны, то с красным цветом.
– Верно ли утверждение, что произведение чисел 1 и 8 равно 1?
– Верно ли утверждение, что в 1 метре 100 см?
– Верно ли утверждение, что частное чисел 32 и 1 равно 32?
– Верно ли утверждение, чтобы получить число 35 надо 1 увеличить в 35 раз?
– Верно ли утверждение, что если 8 умножить на 0, получится 8?
– Какие правила мы с вами сейчас повторили? Расскажите эти правила. (Особые случаи деления и умножения на 0 и 1.)
– Молодцы, с этим задание вы все справились хорошо.
ΙΙΙ. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности
- Работа с карточками.
Учитель. Далее работать мы будем в парах. У вас на столах карточки, прочитайте выражения и найдите значения данных выражений. На выполнение даю 2 минуты.
24:6 = | 5:1 = |
18:3 = | 8:1 = |
36:6 = | 45:9 = |
5:5= | 1:4 = |
– У вас есть ко мне вопросы? Были затруднения? Все получилось? (Да, все получилось, но смогли решить один пример.)
– Почему мнения разделились?
– А сейчас мы проверим, правильно ли выполнили задание. Внимание на экран. (Фиксация затруднения – не сумели решить последний пример, либо мнения разделились.)
– В чем причина? (Мы никогда не решали подобные примеры.)
– Что необходимо сделать? (Попытаться найти выход из затруднения.)
- Показ апельсина.
– Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? (Сочный, круглый, его хочется съесть.)
– Я хочу вас угостить апельсином. Как это сделать, ведь апельсин один? (Выслушиваются мнения учащихся.)
– Апельсин нужно разрезать на 2 равные части.
– Что сделали с апельсином? (Разрезали пополам.)
– Как сказать по другому? (На две равные части, доли.)
– Есть предположения как мы еще можем назвать эту часть? (Частичка.)
– А еще как можно разделить этот апельсин? На сколько частей? (На 6, на 8.)
– Я делю целый апельсин (т.е. целое) на части.
– Как вы думаете, как по-другому называются равные части? (Доли.)
– Кто догадался, как звучит тема нашего урока? (Доли.) (Вывешивается тема.)
– Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с понятием «Доля».)
– Как вы считаете, что можно делать с долями? (Дети предполагают.)
– Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи опорных слов?
Определить (познакомимся с понятием доля).
Записывать (узнаем как записать доли).
Читать (научимся читать доли).
– Кто может дать определение понятию «доля»?
– Посмотрите на экран, вот какое определение я нашла. Доля – одна из равных частей целого.
– Возвращаемся к нашему плану. Мы ответили на первый вопрос? Выяснили, что такое доля? (Да.)
ΙV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Сколько у меня было апельсинов? На сколько частей я разделила? Как можно записать это?
– Какие есть предположения? (Был один апельсин, на две, на четыре и т.д., не знаем.)
– Следующий пункт нашего урока – записывать.
– Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:).
– Но, в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта (горизонтальная черта) – и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
– Вернемся к примеру, который мы не решили. (1:4)
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Так записывают дроби в тетради. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
– Сейчас посмотрите на доску. (Показать, как пишется.) Запишите в тетради обозначение долей через запятую, через клетку. (1/2, 1/4) Читается так одна вторая, одна четвертая.
– Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (На сколько равных частей (долей) разделили) можно показать на апельсине.)
– А число над чертой? (Сколько таких частей взяли)
– Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.
– Верхнее число –это числитель, нижнее число – знаменатель.
–Что мы узнали, ребята? (Что такое «доли», как поровну разделить, записывать доли.)
VΙ. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель. Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)
– Какие это части? (Равные.)
– Закрасьте 1 часть красным карандашом. Какую часть закрасили? (1/2)
– Возьмите второй круг и разделите его перегибанием на 4 равные части. Одну часть закрасьте красным карандашом. Какую часть закрасили?
– А как записать?
– Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)
– Как прочитать эти записи? (Одна вторая, одна четвертая.)
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель. Возьмите, пожалуйста, карточки с заданиями. Сейчас мы выполним №1. Какую долю квадрата составляет закрашенная часть квадрата?
– Внимание на второе задание. Нам нужно прочитать и объяснить следующие записи. Например, 1/7 отрезка. (Она седьмая отрезка, был один отрезок и его разделили на 7 равных частей и взяли одну такую часть.)
– Задание 3. Через запятую запишите в тетрадях в виде доли. Единица разделена на 5 одна пятая и т.д
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока
Учитель. Какой девиз мы был у нас в конце урока?. Сумели мы в деятельности научиться новому? Что мы узнали? Что такое доли?
– Как называется число над чертой? (Числитель.)
– Как называется число под чертой? (Знаменатель.)
– Продолжите, пожалуйста, следующие предложения. Если вы согласны с первым утверждением поднимите зеленый круг, если со вторым – то зеленый.
Я понял тему урока…
У меня остались вопросы…
– Давайте вместе приготовим пирог из долек. У вас на партах лежат две цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке, т.е. вы всё поняли, то выберите жёлтую долю. Если возникли затруднения, то зеленую.
– А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Каких долек больше? Над чем еще предстоить поработать?
- IX. Домашнее задание (будет на выбор).
- Решить примеры №2 (стр. 92).
- Изготовить модель доли или рисунок доли. В качестве примера вы можете взять торт, яблоко, апельсин, мандарин.
– Сегодня я бы отметила хорошую работу на уроке… Желаю вам дальнейших успехов.
На перемене возьмите, дети, по дольке мармелада. Спасибо вам за урок!