Детская литература в семье

№51

Гульгена ИГТИСАМОВА,

методист по программно-методическому и ресурсному обеспечению образовательного процесса управления образования  Азнакаевского района  

Люди не мыслят своей жизни без книги. Ведь книги – это знания, хорошие мысли, помощь в учебе, труде, и отдыхе, дружеская беседа. Книги нам  могут рассказать замечательную сказку, интересную повесть, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые запомнятся надолго, а может быть и на всю жизнь.

И чтобы мы не делали, чем бы мы не занимались, нам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно и гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги и для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы дошкольникам и младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Многие ребята читают очень много, но без разбора, ничего при этом не запоминают, все перепутывают, такое чтение идет  не в пользу ребенка. У детей вырабатывается привычка читать, пропуская описания природы, эмоции и характеристики героев, рассуждения автора. Необходимо научить ребенка  читать внимательно, не торопясь.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запомнил фамилию автора,  художника оформителя и название книги.

 Наличие  собственной библиотеки или полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с друзьями – это  все вызывает подлинный интерес детей к книге, играет положительную роль в воспитании любви к книге у детей.  Но этого еще недостаточно, мало владеть книгами, надо еще и уметь добывать из них знания, уметь потрудиться над книгой, то есть правильно работать с книгой.

А умеет ли читать нынешнее поколение детей? Этот вопрос может показаться странным, ведь читать умеют и дошкольники  подготовительной группы. Но уметь читать это еще не значит складывать из букв слова, и из слов предложения. Умению правильно читать человек учится всю жизнь.

Для того чтобы приучить детей с интересом  и самостоятельно читать  можно использовать следующий прием. Один из родителей начинает читать ребенку вслух. На самом интересном и захватывающем  месте чтение вслух прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет с героями дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже родитель,  должен обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что он теперь будет всегда читать сам.

Родителям лучше узнать своего ребенка, понять его интересы и увлечения, помогает, если в семье практикуется совместные чтения вслух.

Прежде всего, для начало совместного семейного  чтения  выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали этого занятия. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтения вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность – не больше 30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семьи. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей.

  В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех и школьных библиотекарей в том числе. Школьные  библиотеки нашего района уделяет большое внимание в работе с семьей, возрождению семейного чтения.

С этой целью в библиотеках организуем книжные выставки. Проводятся беседы для родителей,  различные мероприятия: «Самая читающая семья», «Семейное чтение для сердца и разума», «Книги нашего детства», «Папа, мама, я  – читающая семья»  и т.д.

С целью побуждения интереса к детскому чтению  в начале учебного года школьным библиотекарем средней школы №1 г. Азнакаево была организована «Открытая библиотека».  Она стала  тем местом, куда ученик может прийти во время перемены и взять любую понравившуюся ему книгу и прочитать его.

С помощью книг дети должны осознавать нравственные истины, выбирать правильную линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.