«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»

«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»

 

 Аннотация. Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению русскоязычных детей средней группы татарскому языку с использованием УМК «Татарча сөйләшәбез» – «Говорим по татарски» по проекту «Минем өем».

Фирдия ШАЙДУЛЛОВА,

воспитатель по обучению

 татарскому языку

детского сада  №94

  г.Казани

 

Цель:   закрепление пройденного материала по татарскому языку по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар»

Задачи:

Образовательная

– активизировать словарный запас детей по татарскому языку,

– закреплять умения счета до пяти.

Воспитывающая

–воспитывать уважительное отношение друг к другу,

–воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивающая

– развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук,

– совершенствовать диалогическую речь,

–развивать умение самостоятельно выполнять задания,

–совершенствовать умение слушать и слышать друг друга.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и умений воспитанников (итоговое занятие).

Демонстрационный материал: стол с чайным сервизом и муляжи продуктов «ипи», «алма», «чәй», «сөт»; презентация по теме «Семья»; пальчиковый театр «Семья»,  игрушки в волшебном мешкочке, кубики по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар».

 

Ход занятия

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент  (Оештыру өлеше). 2 мин

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез, ………………………..

Воспитатель. Хәлләрегез ничек?

Дети. Әйбәт, рәхмәт. ………………., хәлләр ничек?

Воспитатель. Әйбәт, рәхмәт.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Төп өлеш). 15 мин.

Воспитатель. Утырыгыз! Присаживайтесь. Я к вашему приходу накрыла стол. Что вы видете на столе? Нәрсә бу?( «Ипи», «алма», «чәй»,«сөт».)

Воспитатель. Давайте вместе посчитаем «Ничә алма?» (5 яблок.)

Ничә чәй? ( 3 чашки чая.)

Ничә сөт? (1 молоко.)

Ничә ипи? ( 2 хлеба.)

Все правильно!

Сюрпризный момент. Стук в дверь, в кабинет заходит Заяц (Куян).

Куян. Исәнмесез, балалар!

Воспитатель. Балалар, кем бу?

Дети. Бу Куян. Исәнме, Куян.

Воспитатель. Ребята, предлагаю позвать нашего гостя за стол.

Дети. Куян, кил монда. Утыр. (Все вместе.)

Куян садится за стол, благодарит ребят.

Воспитатель. Ребята, угощайте Куян.

Ребенок 1. Куян, мә,  чәй эч.

Воспитатель. Амир, угости Куян хлебом.

Ребенок 2. Куян, мә, ипи аша.

(3–4 ребенка  угощают Куян.)

Куян. Рәхмәт, тәмле булды. Я к вам не с пустыми руками, я принес волшебный мешочек. Хотите узнать что в нем?Достаньте из мешочка предмет и назовите его  на татарском языке.

Дети по очереди достают из мешка игрушку и называют ее, например, «Бу туп».

Куян (берет мяч в свои руки). Әйе, бу туп. Туп нинди?

Дети.  Зур туп, чиста туп, матур туп.

Куян. Курчак нинди?

Дети. Курчак чиста, матур. Кечкенә.

Куян. Молодцы, ребята. Хорошо поиграли, мешочек опустел. Правильно все сказали. А еще я вам мяч принес. (Мяч – туп.) Поиграем с мячом?

Ял минуты.

Матур тубым.
Минем тубым бигрәк җитез (кулларын чәбәклиләр):
Матур итеп сикерә (сикерәләр).
Әгәр тотып өлгермәсәң (кулларын өскә күтәрәләр),
Әллә кая йөгерә (бер урында йөгерәләр).

Куян. Мне понравилось с вами играть. Но  мне пора  возвращаться домой, там меня семья ждет. Сау булыгыз!

Дети. Сау бул, Куян.

Воспитатель. А у меня на экране тоже семья.

Использование призентации «Семья»(«Гаилә»).

Воспитатель. Семья большая. Назовите членов семьи. Кто живет в семье?

Дети. Әни, әти, әби, бабай, кыз, малай.

Воспитатель. Молодцы. А теперь, посмотрите на мою руку, у меня на ладошке тоже живет семья. (Воспитатель одевает на каждый палец куклу из пальчикового театра “Семья”.)  Покажите свои пальчики и повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая игра «Семья»

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак малай ( на правой руке),

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак кыз ( на левой руке).

Воспитатель. А на следующем фото семья не в полном составе. Посмотрите внимательнее, кого из членов семьи нет? Кто самый внимательный?

Игра «Кого не стало?» – «Кем юк?»

Воспитатель. А сейчас соберемся дружно в круг и присядем на ковер. У меня для вас еще один сюрприз – кубики. Не простые, а очень интересные: они помогают рассказывать истории про нашу семью. Для этого надо одновременно подкинуть сразу два кубика и посмотреть , что на них выпадет. Я начну. (Воспитатель кидает кубики и проговаривает:«Әни, мә алма. Аша». Передает кубики ребенку.)

Игра «Волшебные кубики»

(Дети по очереди кидают кубики  и состовляют предложения. На  одном кубике члены семьи, на другом продукты, на третьем игрушки.)

Дети. Әни, мә ипи. Аша.

Кыз, мә курчак. Уйна.

Әби, мә чәй. Эч.

Воспитатель. Молодцы.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итоговая часть (Йомгаклау).Рефлексия. 3 мин.

Воспитатель. Наше занятие закончилось. Вам пора возвращаться в группу. Вы показали хорошее знание татарского языка. Скажи ,…………….., (обращение к детям по именам)

  • что для вас было самым трудным на занятии?
  • то больше всего понравилось?
  • что было самым интересным?
  • какие умения (навыки) помогали выполнить задание?
  • где вы можете применить знание татарского языка?

Сау булыгыз.