Актёрское мастерство в повседневной жизни

№ 191

(Открытый урок для детей и родителей при наборе в театральную студию)

Елена ГУСЕВА,

педагог дополнительного образования многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель занятия: Популяризация навыков актерского мастерства в повседневной жизни, как раскрытия творческого потенциала развития каждого ребенка с целью интеграции в  профессиональной  творческой деятельности

Задачи:

  1. Сформировать у детей и родителей представление, какие творческие способности ребенок сможет развить на занятиях по актерскому мастерству.
  2. Продемонстрировать возможности реализации творческих способностей ребенка в различных профессиях.
  3. Вовлечь в совместное творчество детей и родителей в режиме реального времени.

План урока:

  1. Приветствие и знакомство с педагогом.
  2. Приглашение детей в творческую лабораторию: в классе выделена зона, где разложены раскраски предметов для    упражнения «Подарки» (приложение 1).
  3. Приглашение детей и родителей на шоу «Таланты».
  4. Презентация — слайд про театр (см. презентацию).
  5. Знакомство с Маской – получение послания от Маски (приложение 3).
  6. Игра с детьми и родителями: «Команда талантов».
  7. Упражнение «Зеркало».
  8. Упражнение «Подарки» — дети показывают – родители отгадывают.
  9. Упражнение «Живые буквы» — пантомима, дети пластически «печатают»        телом буквы, родители отгадывают их и озвучивают слово ТАЛАНТЫ (приложение 4).
  10. Приглашение детей в творческую лабораторию: дети раскрашивают раскраска маски.
  11. Открытие шоу «Ожившие маски».
  12. Приглашение детей в творческую лабораторию: дети расшифровывают послание от Маски.
  13. Родители прогнозируют практическое применение творческих способностей.
  14. Презентация по профессиям с творческим началом.
  15. Дети отгадывают кроссворд в творческой лаборатории.
  16. Совместное разгадывание кроссворда.
  17. Творческий капустник «Дети звезды»: дети вытягивают стихи А. Барто и профессию. Под музыку исполняют стихотворение в образе профессии:  родитель  отгадывает профессию, в образе которой исполняется четверостишие.
  18. Шоу «Интервью со звездой»: в интерактивной форме получение обратной связи от ребенка и родителя по участию в открытом уроке.

Организационная подготовка. Перед началом урока готовятся раздаточный материал: заготовки масок; послание – шифровка от  Маски; лист кроссворда; рифмы буриме; листы с буквами: «ЖИЗНЬ ИГРА» (для группы детей школьников) и «ТАЛАНТЫ» (для детей  младших школьников).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, уважаемые друзья! Я рада приветствовать вас на открытом уроке по актерскому мастерству в театральной студии Dream RITM.  Наши занятия развивают эмоциональный интеллект,  раскрывают артистические способности и  зажигают новые творческие Звезды! Не верите? Приглашаю в творческое путешествие! Итак,  поднимите 2 руки, кто пришел открыть Секреты своего таланта? (предполагается отклик в виде поднятых рук). Спасибо, замечательно, вижу к нам пришли любознательные, активные и  артистичные ребята. Прекрасно!

Это значит, что мы вместе будем проводить творческие эксперименты и фантазировать. Вы готовы? Уважаемые родители, Вы поможете нам? Поаплодируйте нашим юным талантам. Ребята, проходите

Прекрасно! Ребята, скажите, а куда Вас водили родители, где  живет          СКАЗКА? Где оживают куклы? Посмотрите на экран и назовите, как называется это ВОЛШЕБНОЕ МЕСТО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ? (Демонстрация  кукольного театра Казани  на экране проективной доски:  дети называют его.) Молодцы!  Верно, это ТЕАТР кукол ЭКИЯТ. А Вы когда-нибудь, были за кулисами?

Желаете узнать, как готовятся  артисты театра? Друзья, подскажите, как называются артисты театра?  Точно! Артисты театра  называются АКТЕРЫ. А вы знаете, кто помогает актерам раскрыть свои ТАЛАНТЫ?

Внимание на экран! (на слайде появляется Маска и шифровка – послание от Маски: цифровая шифровка, которую с помощью подстановки букв алфавита можно прочитать фразу:

  • МУЗЫ ОХРАНЯЮТ ТАЛАНТЫ (приложение
  • ( для старших школьников)  В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НА ГОРЕ ПАРНАС ЖИВУТ МУЗЫ.

Учитель: Ого-го! Начинаются приключения! Команда юных Талантов, мы вместе будем разгадывать  послание от Маски! Выходите скорее на авансцену. Друзья, запоминайте передняя часть сцены называется АВАНСЦЕНА.

(Учитель приглашает детей и родителей выйти, и, формируя круг, проводит  упражнение «Знакомство».)

Инструкция: каждый называет свое Имя и прилагательное на букву из имени, показывает свой любимый жест. При этом, чтобы назвать свое имя, каждый перечисляет имя и показывает жест предыдущего друга, и после делает поклон головой, как актер (принцип игры «Снежного кома»).

Учитель. Вот теперь появилась юная команда! Закрепим наше творческое  братство через активизацию ВНИМАНИЯ в игре  «Контакт».

Инструкция: учитель делит группу на пары, ребята поворачиваются друг к другу лицом, и, подняв обе руки, слушают команды учителя. Учитель произносит 3-5 команд:

  1. прикоснитесь левыми мизинчиками; 2. прикоснитесь обеими большими пальцами; 3. прикоснитесь правыми безымянными пальчиками; 4. обеими указательными пальчиками!)

Молодцы! Вижу: контакт состоялся, и ВНИМАНИЕ пробудилось!

Учитель. Вам друзья, приятно, когда царит добрая атмосфера? Давайте,

пробудим наши эмоции и включим МИМИКУ. Передадим друг другу Маски разных  эмоций.

Итак, упражнение: «Ожившие маски».

Инструкция: учитель, снова делит участников на пары, определяет, кто

«Отражение»: показывает «маску Эмоции», а кто «Зеркало» и возвращает   эмоцию, ее «отражают».

Учитель перечисляет эмоции: грусть, удивление, страх, мечта,

вдохновение, радость!  При этом учитель, может поменять местами «Отражение»  и «Зеркало». По команде учителя ребята показывают эмоции на лице, а родители «отражают» их.

Учитель: Сколько ярких эмоций появилось, Вам понравилось? А теперь, пришло время разбудить ФАНТАЗИЮ и обменяться подарками.

Инструкция: каждый передает через пантомиму «Подарок», при этом демонстрируя, какой он по форме и размеру, и для чего он может пригодиться. Рисунки подарков учитель заготавливает в виде  картинок — раскраски, которые дети могут в начале урока раскрашивать в  творческой лаборатории.

Например, учитель передает «Цветок». Кто получает «подарок» улыбается и благодарит словами: «Спасибо за цветок». Задача участников так показать предмет, чтобы его отгадали.

Учитель. Сколько радости подарили наши юные Таланты. Друзья, а Маска прислала нам буквы, и рекомендует их «Оживить». Давайте их «напечатаем с  помощью тела»?

Пусть, наши родители буду благодарными зрителями и поддержат нашу команду аплодисментами.

Учитель. Вашему вниманию представляется жанр пантомима « Живые  буквы».

(Тренер инструктирует, ребята телом изображают печатную букву, а родители угадывают её. При правильно угаданной букве, дети кивают, родители аплодируют. И в завершении – родители произносят прочитанные буквы.)

Учитель. Встречайте номер «Живые буквы».

(Аплодисменты родителей.) Тренер достает листы с буквами, показывает их  детям, ребята телом изображают букву. ( фраза звучит так: 1. «Таланты»  для детей от 7+ лет, 2. «Жизнь игра»  для группы детей от 10 лет +).

Учитель. Спасибо, нашим юным мимам! Ай, да Маска, любит она играть и перевоплощаться. А Вам , ребята понравилось задание от Маски? Вы знаете, когда появилась первая Маска? А какие еще есть Маски, кроме театральной, назовите.. (Ребята перечисляют варианты.)

Учитель. Друзья, маски появились еще в древности, когда охотники перевоплощались и маски были символом защиты. Предлагаю, каждому создать свою Маску. Разукрасьте их, включайте краски своей фантазии.

Ребята, проходите в творческую лабораторию, выбирайте себе форму маски и  придумайте, какими волшебными силами она наделяет.

(Учитель детям присесть за парты, раздает им заготовки масок, и они разрисовывают.)

Учитель. Пока наши юные ТАЛАНТЫ создают свои шедевры, уважаемые родители, а Вам интересно узнать, какие способности на занятиях театральной студии  будут развивать ребята и как строятся наши занятия? (учитель получает  ответы от родителей….)

Учитель. Уважаемые родители, давайте проанализируем вместе, какие сегодня артистические способности мы пробудили? Запишем их на доске:

  1. Мы концентрировали ВНИМАНИЕ? – Да, именно внимание отвечает за качество тренировок познавательных процессов. Внимание – магнит интеллекта.
  2. Мы пробуждали ПАМЯТЬ ? Верно, память накапливает образы,

эмоции, ассоциации, она накапливает и раскладывает по полочкам всю  информацию. Память: Царица Знаний. Согласны?

  1. А мы отпускали нашу ФАНТАЗИЮ на свободу творческого полета? Конечно, только Фея фантазии создает новые образы и придает смелости для творческих открытий. А Вы, согласны?
  2. А впереди на курсе, ребята раскроют свои способности к  ИПРОВИЗАЦИИ;
  3. Почувствуют драйв от СЦЕНИЧЕСКОГО ПАРТНЕСТВА.

Учитель: Наши занятия проходят по принципам:

  1. Принцип: Вовлечение (10 % — теория, 90 % — практика), мы раскрываем артистические способности через упражнения в игровом формате. Согласитесь, что когда играешь, интересно, быстро и без страха изучаешь новый материал. Верно?
  2. Принцип: Уникальность – каждый ребенок, это «Жемчужина», которая ждет, когда ее раскроют, ребенок обладает своим набором творческих способностей. И раскрывая их, рождается юный Талант. Вам интересно узнать, какой талант живет в Вашем ребенке?
  3. Принцип: Улыбка – обратите внимание, что в атмосфере уважения и добра создается возможность увидеть Чудо перевоплощения и формируется эмоциональный интеллект ребенка. Так ведь?
  4. Принцип: Активность – мы тренируемся здесь и сейчас, а дома закрепляем, показывая свои наработки.

 

  1. Принцип: Открытость – наши занятия и выступления на сцене с творческими номерами: приглашение родителей на Показ. Мы открыты Миру! Только в условиях открытости мир знает свои Таланты!

Уважаемые родители, внимание! Шоу перевоплощений «Таланты» –начинается!

Ребята, прикрепляйте маски и выходите на авансцену, аплодисменты  родителей!

(Звучит музыка, дети выстраиваются перед родителями, музыка затихает.)

Учитель. Ребята, познакомьте нас с вашими масками, какого героя символизирует Ваша Маска и какими волшебными силами она наделена? (Учитель дает слово каждому ребенку.)

Посмотрите, как Маска, нашим Талантам раскрыться. Возвращаемся к шифровке от Маски. Друзья, посмотрите на экран, какая есть идея – как можно расшифровать это послание? (Дети предлагают заменить цифры на буквы, или учитель предлагает использовать русский алфавит как ключ. И раздает детям послания от Маски на расшифровку.)

Учитель. Замечательная идея, действительно, давайте подставим буквы алфавита под цифры и прочитаем Послание. Проходите в творческую лабораторию. (Учитель  раздает детям листы с шифровкой и цветные карандаши.)

Учитель. Уважаемые родители,  пока наша  командой талантов занята, у нас есть 3 – 5 минут совместно подумать, где на практике в жизни применяются артистические способности? (Учитель обращается к каждому и фиксирует на доске, сферу применения  в  детском саду, школе, в обществе детей и взрослых.)

Учитель. Друзья, Вы расшифровали послание Маски? (Дети зачитывают послание.)

– «В древней Греции на горе Парнас живут музы искусств» – (группа  школьников);

– «Таланты открывают Музы» – (группа младших школьников).

Учитель. Как замечательно, что у ребят есть свои Музы, в переводе с греческого Музы – мыслящие, дающие возможность Таланту направление для раскрытия.

Да, друзья, в приключениях, всегда есть место Интриге , то есть Загадке, так ведь? Давайте вместе заглянем в Будущее и посмотрим в каких профессиях раскрываются Таланты? (Учитель демонстрирует презентацию из картинок профессий – дети отгадывают профессию, а родители говорят: применяются ли творческий подход в этой профессии.)

Учитель. Прелестно, я вижу, собрались знатоки искусства! Ох, а Маска, вновь нам подкинула Интригу! Смотрите, появился конверт, хотите узнать, что в нем? О, да здесь кроссворд. Ребята, кто  разгадает кроссворд, тот узнает, какие Музы открывают Таланты.

Справимся вместе? (Затем, учитель из конверта с Маской достает лист с кроссвордом, передает    группе ребят  и предлагает его разгадать.)

Учитель. Каждой команде помогает Режиссер, предлагаю, привлечь наших Родителей. (Учитель выбирает по желанию, родителя, который помогает расшифровать кроссворд – задание 3 – 5 мин. Пока ребята разгадывают кроссворд, учитель обращается к родителям, и  раскрывает  преимущества и выгоды.)

Учитель. Уважаемые родители, смотрите, как дух партнерства усиливает возможности ребят! Давайте и мы совместно заглянем в  будущее и спрогнозируем, какими преимуществами дети смогут воспользоваться, при раскрытии  артистических способностей. .

Учитель: Включаем фантазию и заглядываем в Будущее: (тренер шепотом  говорит: давайте посмотрим, какие преимущества получает творчески развитый ребенок, а какие чувства при этом испытывает родитель?  фиксация на доске выгод).

Что записываем на доске?

  • повышение самооценки – положительные эмоции, уверенность, спокойствие – залог здоровья – это важно? – рисуем СМАЙЛИК и СЕРДЦЕ
  • быть уникальным, удивлять своими способностями, иметь свое мнение – быть лидером – влиять на окружающих, полезно и приятно? – рисуем знак ОК
  • обладать креативными интеллектуальными способностями: быть в тренде, быть активным в социуме, быть интересным:  просто сказка!Рисуем ЛАМПОЧКУ
  • обладать множественным интеллектом: аналитически и творчески мыслить: быть успешным во всем.

Учитель. Вам нравится такое Будущее? (родители дают свои ответы).

Многие изобретения и открытия начинались с картины Будущего. Вы готовы раскрыть ТАЛАНТЫ и ВОЗМОЖНОСТИ своих детей? Отлично, наша театральная студия открыта.

Учитель. Ребята, вы узнали, какие Музы открывают Таланты? Ребята, назовите их. (Ребята, называют  музы ИСКУССТВ.)

Молодцы! Верно! А сегодня нам покровительствует муза Театра:  МЕЛЬПОМЕНА.

Она предлагает совместно подготовиться и прочитать детские стихи А. Барто (четверостишия знакомые с детства) в разных образах профессий;

– возможно скороговорки (для группы детей от 11 + лет) в разных образах.

Инструкция: тренер подает коробу – дети вытягивают по 1 четверостишию или скороговорке и дает на репетицию (запоминание) 3 минуты. После чего, дети читают стихи под музыку и в образе профессий (возможно скороговорку).

(Образы: деда Мороза, учитель, маленького ребенка, шофера, балерины, певца, Человек – паук, певец эстрады, художник; учитель  предлагает угадать родителю в какая профессия была изображена.)

Учитель. Молодцы! Браво! Бис! Так зажигаются Звезды.

Уважаемые родители, итак Интервью со Звездой – упражнение на закрепление полученных эмоций и умений.

(Тренер спрашивает каждого участника, что ему понравилось? Что запомнилось? Чему он хочет научиться? И сразу спрашивает у родителя, какой талант Звезды — его ребенка удивил и порадовал? Таким образом, учитель закрепляет совместные эмоции детей и родителей.)

Учитель. Друзья, прошу Всех, кому понравилось занятие и творческое путешествие в мира актерского мастерства, поаплодировать!