Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
№173
(Урок математики в 1 классе)
Миляуша МУХУТДИНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Бурметьевской средней школы Нурлатского района
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создание условий для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков..
Задачи урока:
– познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
– способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
– воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7);
личностные:
– принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике;
– контролировать и оценивать свою работу и её результат;
– учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану;
познавательные УУД:
– уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
– выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в т. ч. модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
коммуникативные УУД: слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;
– совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал вас на урок.
Добрый день, ребята! Начнём мы наш урок непременно с улыбки. Давайте, повернёмся друг к другу и скажем:
Я желаю тебе добра!
Ты желаешь мне добра!
Мы желаем друг другу добра!
– Я вижу, что у вас прекрасное настроение. И думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.
Ведь сегодня нас вновь ждут новые открытия и мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
Учащиеся. Быть внимательным, слушать учителя.
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
Учитель. Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям. Желаю вам удачи!
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
1. Устный счёт.
Прямой счёт. (На партах у учащихся карточки со цифрами от 1 до 10.)
Учитель. Берём свои цифры и у доски выстраиваемся в порядке возрастания.
Обратный счёт.
Учитель. Усложним задачу. Строимся в порядке убывания.
– Молодцы! Спасибо! (Дети садятся.)
2. Работа с веерами. (Дети показывают ответы на веерах.)
– Найдите сумму чисел 3 и 4. (7)
– Уменьшите 10 на 2. (8)
– Увеличьте 4 на 2. (6)
– 1-е слагаемое – 5, 2-е слагаемое – такое же. Чему равна сумма? (10)
– 10 без 1. (9)
– В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
– В букете 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?
Самооценка.
3. Игра «Назови соседа».
Самооценка
4. Работа парами. Игра «Назови соседей». (Детям раздаю карточки, работают парами.)
Взаимопроверка. Самооценка
5. Устно реши задачу:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (3)
– Как узнали? На что опирались? (На состав числа 6. 6 – это 3 и 3.)
Самооценка
Физминутка
В пондельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу и воскресенье
Целый день я отдыхал.
III. Целеполагание, постановка проблемы
Учитель. Вспоминаем правильную посадку.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Учитель. Открыли тетради и пишем число.
Каллиграфическая минутка
Учитель. Какая у нас любимая цифра?
Учащиеся. Это 5!
Учитель. Повторяем состав числа 5 и красиво пишем в тетради.
Гимнастика для глаз
– Чтобы глаза хорошо видели им нужен отдых.
– Не вставая с место посмотреть вверх-вниз (2 раза), вправо-влево (2 раза)
– Найти и нарисовать глазами первую букву своего имени.
– Закрыли глаза, сидим спокойно и медленно считаем до 10.
IV. Самоопределение к деятельности
Учитель. Я вам прочитаю примеры, будьте внимательны, а вы должны разделить их на 2 группы. Писать будем и в тетради, и на доске. (Дети по очереди пишут на доске.)
5 + 4 8 – 4
6 + 3 1 + 7
8 – 2 9 – 3
2 + 6 7 – 3
– На какие группы можно разделить данные выражения?
– На сложение и вычитание. (Дети по очереди пишут на доске.)
5 + 4 8 – 2
6 + 3 8 – 4
2 + 6 7 – 3
1 + 7 9 – 3
– Как называются числа при сложении?
– Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма».
слаг.+слаг. = сумма, сумма 6 и 3: это – 9.
слаг.+слаг. = сумма, сумма 5 и 2: это – 7.
слаг.+слаг. = сумма, сумма 1 и 7: это – 8.
слаг.+слаг. = сумма, сумма 2 и 6: это – 8.
– Что такое 8? 2 и 6?
– Можно ли его прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?
V. Поиск путей решения проблемы
– Почему не получилось? (Выявить причину затруднения.)
– Значит чего мы ещё не знаем?
– На какой вопрос нам предстоит ответить? (Как называются числа при вычитании.)
VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
Учитель. А хотите узнать, как называются числа при вычитании?
– Сегодня на уроке мы это узнаем.
– Значит, какая тема нашего урока?
Учащиеся. Названия чисел при вычитании.
Учитель. Это будет урок повторения или открытия новых знаний?
Учащиеся. Открытие новых знаний.
Учитель. А для чего нам нужны эти знания?
Учащиеся. А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи.
Учитель. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке?
Учащиеся. Научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.
Учитель. Начнём своё исследование.
– Перед нами торт. Он целый. Я разделю его на 8 частей. Из скольких частей он состоит? (Из 8)
– Сейчас я уберу 2 части. Из этого целого торта сколько частей убрали? (2)
– Что произошло с тортом? (Он уменьшился.)
– Значит, и число 8 увеличилось или уменьшилось? (Уменьшилось.)
– Если оно уменьшается, как его можно назвать? (Уменьшаемое.)
– А что мы сделали с 2 частями? (Отрезали, убрали, вычли.)
– Как можно назвать эту часть? (Вычитаемое.)
– Сколько частей осталось? (6)
– Как бы вы назвали это число? (Разность.)
8 – 2 = 6
Учитель. На доске делаем кластер:
8 – уменьшаемое, 2 – вычитаемое, 6 – разность
Учитель. Давайте ребята откроем учебник на стр. 29. Посмотрите на иллюстрацию.
Сколько было снегирей ?
Сколько улетело?
Учитель. Уменьшаемое – 5;
– вычитаемое – 2;
– разность равна трем;
– разность чисел 5 и 2 равна 3.
– Как называется первое число при вычитании? (Уменьшаемое, целое.)
– Как называется второе число при вычитании? (Вычитаемое, часть.)
– Назовите результат. (Разность, часть.)
Учитель. Ребята, прочитайте правило на стр. 29. Какие новые слова вы сейчас узнали?
Учащиеся. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель. Это и есть тема сегодняшнего урока.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
VII. Первичное закрепление
Учитель. Выполним коллективно №1 на стр. 29. (Один ученик с комментированием пишет выражение на доске, а остальные – в тетрадях.)
9 – 4 = 5
(9 – уменьшаемое, 4 вычитаемое, 5 разность.)
– Проверьте с доски, ребята. У всех так получилось?
VIII. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
1. Решение задачу №2 (стр. 29) – коллективный разбор задачи, а решение самостоятельно. (Учитель читает задачу.)
– О чем эта задача?
– Что известно в задаче?
– Какой вопрос задачи?
– Каким действием решаем задачу?
– Запишите решение в тетрадь. (Один ученик пишет на доске.)
6 – 4 = 2 (ябл.)
Ответ: 2 яблока.
Учитель. Прочитайте решение, используя название компонентов при вычитании хором. (Самооценка.)
2. Решение задачу №3 (стр. 29) – коллективный разбор задачи. (Учитель читает задачу.)
– О чем эта задача?
– Что известно в задаче?
– Какой вопрос задачи?
– Каким действием решаем задачу?
– Выполните схематический рисунок и решите задачу.
6 – 2 =4 (фл.)
Ответ: 4 фломастера. (Проверка и самооценка.)
3. Решение выражений.
Учитель. Ребята, внимательно рассмотрите выражения в задании №4 (стр. 29 учебника, часть 2). Какая закономерность каждого столбика и каким еще одним примером можно добавить каждый столбик?
3 + 4 – 2 9 – 3 + 1 8 + 2 – 1
4 + 3 – 3 8 – 2 + 2 7 + 3 – 2
5 + 2 – 4 7 – 1 + 3 6 + 4 – 3
6 + 1 – 5 6 – 0 + 4 5 + 5 – 4
4. Работа в печатной тетради.
Проверка. Самооценка.
Учитель. Молодцы! Вот мы с вами выполнили задание в загадочном городе «Цифр».
– Какое открытие для себя вы сделали?
– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Чему учились?
– Назовите хором числа при вычитании:
– Уменьшаемое – 5;
– вычитаемое – 2;
– разность равна трем;
– разность чисел 5 и 2 равна 3.
IX. Итог урока. Рефлексия
Учитель. Вот и подошёл к концу урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания. А что нового вы узнали?
– Оцените свою работу на уроке.
– Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.