Экологический компонент на уроках химии
№ 173
Екатерина КОСОВА,
учитель химии I квалификационной категории средней школы №137 г. Казани
В настоящее время одной из современных проблем является проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер в разных по развитию странах. Именно по этой причине необходим объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и увеличения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического и биологического происхождения. Для этого важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, так как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует практически каждый. В повседневной жизни мы используем лекарства, косметические средства, красители, пластики, удобрения и различные виды топлива.
Поэтому в настоящее время, именно общеобразовательная школа должна заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическом. Пути реализации целей школьного экологического образования и просвещения могут быть самыми различными:
– экологизация учебных дисциплин (химии, биологии);
– создание интегрированных курсов, раскрывающих вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнений, где учащиеся готовят сообщения, презентации, рефераты и далее делятся информацией с остальными учащимися.
В процессе обучения в VIII – IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химических загрязнений. На завершающем этапе школьного обучения формируется понимание экологических закономерностей: цикличность и непрерывность процессов, обмен веществ между составляющими компонентами биосферы.
Для реализации экологического подхода изучения школьного курса химии необходимо, проанализировать программу, необходимо обратить внимание на вопросы состояния окружающей среды: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение радионуклидами. В тематическое планирование вводятся вопросы экологии следующим образом.
В VIII классе на первых уроках при объяснении задач химии, следует заострить внимание, что неконтролируемое и неумелое использование химических веществ приводит к загрязнению окружающей среды, т. е. все достижения химии нужно использовать правильно. При изучении темы «Вода» обоснование с химической и биологической сторон, способы её очистки: фильтрование, озонирование, аэрация; в ряде случаев – необходима дистилляция. Загрязнение водоемов – это глобальная проблема государств и должны приниматься меры по охране и рациональному использованию водных ресурсов и строительство водоочистных сооружений. Учащимся предлагается подготовить презентации и сообщения по теме «Вода и способы её очитки», где делается акцент на внедрение бессточных технологий, работающих по замкнутому циклу.
При изучении темы «Водород» следует отметить, что это источник чистой тепловой энергии, а гидриды металлов – водородное топливо автомобилей уже сейчас.
В темах «Кислоты. Соли» рекомендуется указать на их роль в организме человека, так как закисление – одна из причин преждевременного старения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения природной среды. При обобщении сведений о классах неорганических веществ в разделе «Применение в быту и промышленности» следует отметить экологические требования к качеству производимой продукции.
В IX классе при изучении темы «Азот» приводится пример производства аммиака, как пример экологически чистой технологии. При анализе темы «Производство серной кислоты контактным способом» следует отметить экологичность процесса, который является цикличным, а аппаратура герметичной, а также применяются газоочистительные установки.
Вводя экологический компонент при изучении тем органической химии в X классе на производстве полиэтилена и полипропилена как стойких загрязнений окружающей среды; влияние ядохимикатов сельского хозяйства на наследственность человека, отрицательное действие фенола на живые организмы, синтетические моющие средства (СМС) как загрязнители окружающей среды. В теме «Жиры» акцентируется внимание учащихся на совершенствование способов утилизации отходов переработки жиров. Учащимся также предлагается подготовить сообщения на тему «Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха и водоемов».
В курсе «Общая химия» в XI классе вводятся понятия «биотехнология», чьи отходы также являются загрязнителями окружающей среды и разбирается проблема создания полимеров, разрушающих в природной среде под действием природных факторов.
Экологический компонент на уроках химии приводит к формированию у учащихся понимания экологических проблем изучения естественнонаучного цикла предметов и бережного отношения к окружающей среде.
Литература
- Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 2017.
- Филатов В.А. Вредные химические вещества. – М.: Химия, 2008.
- Гроссе Э.М., Вайсмантель Х.В. Химия любознательных. – М.: Химия, 2007.