Общение и совместная деятельность дошкольников

№168

Наталья БЕГОВАТОВА,

педагог-психолог I  квалификационной категории детского сада №298  г. Казани

Елена ПАВЛОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №298 г. Казани

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства. Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка.

По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента:

перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание чувств других людей);

коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом);

интерактивный (заключающийся в умении организовывать взаимодействие между людьми).

Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и тем более взаимодействовать или влиять на кого-то.

Дети, не получившие самых первых уроков взаимодействия с близкими людьми, с несформированной системой эмоциональной коммуникации, уже в старшем дошкольном возрасте начинают испытывать затруднения в общении с другими детьми. Поэтому именно эти дети в первую очередь нуждаются в коррекции и развитии сферы общения.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные нетрадиционные приемы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.

Поэтому программа реализуется через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду.

Цели программы: формирование навыков общения у детей 5 – 7 лет в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности.

Задачи программы:

– научить способам адекватного взаимодействия друг с другом;

– дать знания о нравственных эталонах поведения;

– развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым.

Основные направления программы:

1. «Я и другие» (развитие социальной перцепции).

2. «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру общения).

3. «Умение владеть собой» (развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы).

4. «Мой мир в красках» (развитие творческого воображения и фантазии).

Данная программа составлена для занятий с детьми 5 – 7 лет в течение одного года. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 25 мин.

В комнате желательно иметь ковер, стулья и столики на двоих для изотворческих работ. Кроме того, необходим музыкальный центр, аудиозаписи голосов птиц, шума моря, шума ветра и т.д. Во время занятий понадобятся мягкие игрушки, зеркало, наглядный материал – иллюстрации, пиктограммы.

Для изобразительной деятельности необходимо приготовить гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, свечу, бумагу (А3).

Занятия проводит воспитатель, но для проведения диагностики важно сотрудничество с психологом.

Программа реализуется через игровые занятия, условно называемые «уроками»,  в которые включены изобразительные творческие задания.

Игровое занятие включает в себя три части:

1. Вводная часть (объединение группы и настрой на работу).

2. Основная часть (решение задач занятия).

3. Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений).

Вводная часть каждого «урока» рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей, не общающихся между собой в других видах деятельности. «Каждый должен поприветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие» и т.д. Эффективность «уроков» будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.

Основная часть направлена на решение задач программы путем организации игровой и изобразительной  творческой деятельности.

Основные формы работы в этой части занятия:

– коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее – к внутреннему, через движения – к чувствам, через фантазию – к переживаниям. Игры не разучиваются специально, достаточно один раз объяснить детям правила;

– импровизация, этюды, игры на выражение эмоций и характера образа. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно;

– этические беседы;

– рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм;

– чтение художественных произведений;

– проигрывание и решение проблемных ситуаций;

– выполнение творческих заданий с использованием нетрадиционных техник изображения.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками происходит до занятия. Для этого в группе в уголке изодеятельности есть все необходимые материалы и инструменты.

Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных на занятиях в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку, не принуждая при этом к ответу. Кроме рефлексии обязателен  «ритуал конца занятия», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.

Рисунки, которые выполняют дети в процессе совместного творчества, склеиваются в большие полотна и помещаются на стену как украшение группы.