Актуальные вопросы инновационного педагогического образования
№164
Фарида ГАЛЯВИЕВА,
учитель географии и биологии высшей квалификационной категории средней школы № 171 г. Казани
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект – субъектной системы качества профессионального образования педагога и ученика. Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития.
За последние годы в педагогической теории возникло большое количество новых понятий и терминов, заимствованных из других дисциплин. Это свидетельствует о тесной связи педагогики с другими науками. В большом количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они оказывают существенное влияние на развитие общественной мысли. Сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей технике и технологиях. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».
Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образовательного компонента.
Инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
– усвоением максимального объема знаний;
– максимальной творческой активностью;
– широким спектром практических навыков и умений.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:
– умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
– умение находить нужные ресурсы (в т. ч. – информационные) для решения своей задачи;
– умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда – качественно, рационально, эффектно;
– умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
– умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.
Инновационные технологии предполагают:
– повышение уровня мотивации к учебному труду;
– формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность;
– при активной поддержке учителя;
– постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем;
– ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
– создание когнитивной схемы мышления;
– воспитание чувства собственного достоинства;
– в основе – дифференциальный подход;
– хорошее знание теоретического материала успешность обучения;
– создание проблемной ситуации;
– работа с одаренными детьми.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
– необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
– осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
– возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
– развивающее обучение;
– проблемное обучение;
– разноуровневое обучение;
– коллективную систему обучения;
– технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
– исследовательские методы в обучении;
– проектные методы обучения;
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
– информационно-коммуникационные технологии;
– здоровьесберегающие технологии и др.
Всё, что делает учитель, доставляет ему глубокое удовлетворение. Не нужно бояться заглянуть к себе душу, вы раскроете не только свой творческий потенциал, но и поможете раскрыть и реализовать творческие возможности своих воспитанников.
Список используемой литературы
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. –М.:ТЦ Сфера, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998.