Развитие самовыражения личности ребенка дошкольного возраста, посредством театральной деятельности

№ 160

Ирина ВАЛИШИНА,

музыкальный руководитель детского сада№175 города Казани

 

Введение.

1.1. Проблема: 21 век – век современности и технологий. И он требует от человека быть высокоинтеллектуальным, креативным и активным. В связи с этим родители целенаправленно с малых лет водят детей в различные центры развития, забывая о том, что это всего лишь дети и им свойственно желание играть, общаться, думать и творить. Поэтому для решения данной проблемы я выбрала проектную деятельность, направленную на ознакомление детей с кукольным театром, как способ самовыражения личности. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей и стараются повторить их, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. А что такое самовыражение? Это выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности. Театральная деятельность помогает ребенку самовыразиться, проявить инициативу, любознательность. Показать, как он умеет изобразить какого-либо героя и мы считаем такой ребенок будет подготовлен к новой среде как внутренне так и психологически.

1.2. Тема: «Кукольный театр, как способ самовыражения личности ребенка».

1.3. Актуальность. Кукольный театр –распространенный вид детского творчества, его значение невозможно переоценить.Театр, как никто другой учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми. Играя в кукольном театре, ребенок может чувствовать себя уверенным в себе, раскрепощенным, так как он находится за ширмой и напрямую не общается со зрителем. Ведь играя в театральной постановке или в театре (стендовом, верховом, наручном) юным артистам бывает очень часто сложно выступать перед публикой, будь это просто сверстники или родители, так как находятся в живом контакте со зрителями и могут испугаться реакции зрителей и вследствии этого разволноваться или расстроиться.

И это обусловило выбор темы работы: «Кукольный театр, как способ самовыражения личности ребенка».

1.4. Цель: создать максимально благоприятные условия для воплощения внутреннего мира ребенка посредством кукольного театра.

1.5. Гипотеза: Систематически используя занятия театральной деятельностью, в частности кукольный театр мы можем сформировать социально-активную, раскрепощенную личность, способную воплощать свое творческое Я.

1.6. Новизна: Самый распространенный метод ознакомления с кукольным театром – это постановка и показ спектакля. Я в свою очередь с ребятами занимаемся не только постановкой спектакля, но еще обсуждаем и разрабатываем сценарии вместе, где дети принимают активное участие, и выступают в качестве режиссера – постановщика, которое позволяет раскрыть и выразить возможности каждого ребенка. Для успешного выражения творческого Я, на занятиях театральной деятельности мы создаем ситуацию успеха, такие слова как «Хорошо», «Молодец», «У тебя все получается», помогают и создают условия успеха. Ведь каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке.

Для более подробного и глубокого изучения кукольного театра, мы совместно с Саидой изготовили лэпбук (см. Приложение 1). Данный лэпбук представляет собой дидактическое пособие, в котором одновременно представлены несколько игр-заданий, психоминутки, пантомима, мимика, задания на сочинение собственных сказок-спектаклей, направленных на самовыражение творческих способностей детей. А также, Саида подготовила видео презентацию о кукольном театре (см. Приложение 2).

1.7. Задачи исследования:

— создание условий для раскрытия и развитие внутреннего мира ребенка

— реализация творческого самовыражения личности дошкольника

— систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей

— знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы  кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).

— формирование раскрепощенной, социально-активной личности.

2.Основная часть.

2.1. Литературный обзор: На сегодняшний день представлен ряд проектных работ на тему кукольного театра. Была изучена соответствующая литература. Одним из первых литературных источников стала статья А. Грефа «Техника театра кукол», в которой описаны виды кукол и специфика их изготовления. Следующими информационными источниками стали такие электронные ресурсы, как http://ru.wikipedia.org/wiki/ (электронная энциклопедия — здесь мы узнали о истории театра кукол) и http://olesya-emelyanova.ru/– в данном источнике подробно описана технология изготовления нескольких видов кукол, представлены варианты изготовления декораций.

Мы же в свою очередь не просто поверхностно изучали данную тему, а создавали условия для реализации вышеуказанных задач:

  1. Занятия театральной деятельностью учитывает интересы детей и их возрастные особенности.
  2. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы в активной работе участвовали все дети.
  3. Занятие строится таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность.
  4. Использование кукол разных систем: рисованных кукол, ( театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол – марионеток, «кукол»-людей (см. Приложение 2).

2.2 Методика: В форме опроса мной был проведен анализ увлечений дошкольников. Чем они увлечены? Что им интересно? На первом месте оказались игры на гаджетах, их предпочитает 12 детей (52 %) .

На втором месте — просмотр мультипликационных сериалов-8 детей (34%).

А можно – ли отвлечься от гаджетов и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение? Конечно можно! Ведь все дети любят мастерить, изобретать, выступать. Именно поэтому возникла идея создать собственный кукольный театр.

Для реализации проекта был использован метод игры и разработана картотека игр:

1. Специальные театральные игры на превращения (специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок).

2. Игры, направленные на действия с воображаемыми предметами; на память физических действий.

3. Творческие игры со словами (Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы).

4. Ритмопластические упражнение и игры (Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка).

5. Режиссерские игры (воспитывают у ребенка навыки сочинительства, ответственности за свою собственную работу, лидерские качества).

6. Сюжетно-ролевые игры (творческие) (см. Приложение 2).

А также мной были разработаны критерии оценки влияния кукольного театра на самовыражение личности ребенка (исходя из анализа наблюдения за неуверенными в себе детьми на утренниках, на занятиях и в беседе с родителями.) это — неуверенность, замкнутость, потеря текста во время выступлений, неуверенный показ танцевальных движения, боязнь выступления на публику.

Также был разработан план по работе с детьми: изготовление кукол, сочинение сказок, использование игр-заданий, психоминутки, показ спектакля

В результате моей работы, я сделала выводы, что дети, которые были замкнутые, малообщительные и неуверенные в себе, начали раскрываться, чувствовать себя увереннее и выражать свои внутренние желания, проявлять интерес к выражению своих мыслей.

2.3. Результат исследования. Исследовательскую часть по представленной проблеме я проводила с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитанниками МАДОУ №131 г. Казани, в экспериментальной работе для реализации самовыражения личности ребенка, я использовала кукольный театр. На констатирующем этапе я выявила, чем увлечены дети. Анализ результатов показал, что творческим процессом увлечено лишь 13% детей (всего 3 человека), на первом месте оказались игры на гаджетах — 12 детей (52 %). На втором месте просмотр мультипликационных сериалов-8 детей (34%).

С учетом выявленных недостатков на констатирующем этапе мной были поставлены задачи формирующего этапа:

— создать условия для раскрытия и развитиевнутреннего мира ребенка;

— реализовать творческое самовыражение личности дошкольника

— систематически и целенаправленно развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазию и речь детей

— познакомить с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).

— сформировать раскрепощенную, социально-активную личность.

2.4. Выводы: Реализуя данный проект, я выполнила ряд задач, поставленных в начале исследования. В результате работы, ребенок уйдет в школу социально-адаптированный и психологический готовый, ведь класс — это та же публика.

2.5. Значимость: Контрольный этап моей работы подтвердил выдвинутую мной гипотезу, что через систематические занятия театральной деятельности, в частности кукольный театр, я смогла сформировать социально-активную, раскрепощенную личность, способную воплощать свое творческое Я.

Список литературы:

Греф А. «Техника театра кукол» Издание Всероссийского Центра художественного творчества. Серия «Я вхожу в мир искусства»,№ 3, 2003г.

Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников. Мет. Рекомендации, конспекты, занятия, сценарии» — Издательство: Вако, 2011г. – 256 с.

Лаптева Г. В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей».

Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. –П.: 2011г. – 160с.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов» М.:АРКТИ, 2000г.- 160с.