Эмоциональное выгорание: стадии, симптомы, профилактика
№ 153
Альсина ГАБДРАХМАНОВА,
педагог-психолог лицея №121 г.Казани
Под понятием «Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) понимается отрицательное влияние профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, которая проявляется в виде явных изменений в поведении и состоянии человека.
Рассмотрим как в своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии.
- Первая — “медовый месяц”. Изначально человек очень доволен работой, условиями, но проходит некоторое время и интерес к этому начинает угасать.
- Вторая — “недостаток топлива”. Чувствуется усталость, апатия, нарушение сна, еще больше пропадает интерес к работе, регулярные опоздания на работу.
Третья стадия — процесс приобретает хроническую форму. Человек не справляется с поставленными задачами, раздражен, чувствует свою беспомощность. На этом фоне появляются вредные привычки, не в лучшую сторону меняется характер, общение с людьми становится шаблонным. Тут наступает так называемый синдром хронической усталости. - Четвертая стадия — крайняя, самая опасная. На этой стадии у человека начинают выявляться серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты.
Нужно отметить, что каждая стадия проходит у всех по-разному, длительность всегда индивидуальна. На это влияет возраст, темперамент, пол, особенности личности человека. По статистике больше подвержены риску «выгорания» молодые сотрудники. Так же, из практики,первыми выходят из строя, самые лучшие сотрудники — те, кто всю себя отдают своей деятельности, забывая о личных потребностях, постоянно тревожится за свое дело. Так же большую роль играет коллектив, если обстановка в коллективе благоприятная, сотрудник чувствует себя в полной безопасности, чувствует, что он часть чего-то большего и результаты его будут на высоком уровне.
Наиболее подвержены к эмоциональному выгоранию профессии, которые находятся в ситуации беспрерывного общения (педагоги, врачи, психологи, работники силовых ведомств).
Предлагаю рассмотреть факторы стресса у учителей. Здесь можно отметить:
Личные причины:
n Плохая организация работы и слабое умение распределять время
n Ощущение не успеть, не закончить
n Слабая социальная компетенция
n Переутомление от воспитательной работы, конфликтов
Школьные причины:
n Нездоровый рабочий климат
n Конкуренция
n Отсутствие дисциплины у учеников
n Сопротивление учеников воспринимать учебный материал
Условия для работы:
n Шум
n Высокая нагрузка
n Крупное комплектование классов
n Отсутствие права на ошибку
Симптомы, характерные для СЭМ
n Физические симптомы (физиологические) (вялость, истощение; резкое похудение или, наоборот прибавление в весе; плохой сон бессонница; затрудненное дыхание, движения; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
n Эмоциональные симптомы (аффективные) (отсутствие ярких эмоций; , равнодушие, апатия; чувство беспомощности и отчаяния; агрессивность, вспыльчивость; неспособность сосредоточиться на важных вещах; депрессия; потеря интересов, целей или профессиональных перспектив; присутствует чувство одиночества);
n Поведенческие симптомы ( чувство усталости с самого утра, желание отдохнуть; потеря интереса к еде; безразличие к новому,формальное выполнение работы, поиск новых ощущений через сигареты, алкоголь);
Дляизбежания встречи с эмоциональным выгоранием поможет:
– четкоеопределение краткосрочных и долгосрочных целей;
– использование тайм-аутов;
– владение умениями и навыками саморегуляции;
– профессиональное развитие и самосовершенствование;
– избегание ненужной конкуренции;
– эмоциональное общение;
–поддержание хорошей спортивной формы.
Вы поможете своему организму, если будете придерживаться несколько правил:
– будьте искренними, честными с самим собой,не изображайте несуществующих чувств;
– прислушивайтесь к своему внутреннему состоянию, научитесь бороться с отрицательными эмоциями;
– полюбите себя, принимайте себя таким, какой вы есть на самом деле, не бойтесь собственного несовершенства и неидеальности;
– не делайте то, что не в силах. Не берите на себя больше, чем можете снести.
Американский психолог Дон Пауэлл рекомендует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Всем нам известно про лечебные свойства смеха: смех выделяет эндорфины – гормоны радости, которыеснимают боль, уменьшают чувство страха и просто делают нас счастливыми. И помните: тот, кто смеется, живет долго.