Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
№ 140
Марина АНУФРИЕВА,
воспитатель детского сада № 402 г. Казани
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность не только умственного, но и физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
В развитии и воспитании детей особая роль принадлежит игре. Как отмечают Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности, такие как предметную, игровую, трудовую.
В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – воспитанники овладевают знаниями, играя. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе через её правила и действия у дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками. Я предлагаю вашему вниманию конспекты дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:
Почини одежду зайчатам
Цели. Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы. Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры
(Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.)
Воспитатель. Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха. Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона.)
Воспитатель. Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети, давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети. На треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель. Правильно.
(Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.)
Зайчиха. Большое вам спасибо, дети!
Игры с бельевыми прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук у детей. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Плаваю под мостиком и виляю хвостиком».
Дети. Это рыбка.
Воспитатель (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. А где у нее хвостик и плавники?
(Дети показывают хвостик и плавники.)
Воспитатель. А теперь давайте сами сделаем рыбок.
(Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники. Далее предлагает ежику найти иголки (прикрепить прищепки) ёлочке прикрепить иголочки и т.д.)
Сбор фруктов
Цель. Развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материалы. Яблоки – образцы, вырезанные из картона трёх величин – большие, поменьше, маленькие; три корзины – большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, образцы по 8 – 10 яблок каждой величины.
Ход игры
Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние – в среднюю корзинку, а большие – в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку – образцу и предлагает им «сорвать» по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки «сорваны» правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается.