Исследовательская деятельность с дошкольниками

№ 135

Алсу РАХМАТУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №27 г. Казани

На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно актуальна проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Исследовательская деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Проводя опыты с воспитанником подготовительной группы Игорем, мы сделали несколько открытий, которые происходят в мире вокруг нас. Исследуя свойства воды, попытались  найти ответы на следующие вопросы: «Зачем нужна вода? Где применяется? Что такое лед? Как ведет себя вода при замораживании? Что можно сделать со льдом? Как меняется структура льда при воздействии тепла и других факторов?».

Вода – самое удивительное вещество на Земле. Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного и услышанного. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В данном возрасте дети всё больше задают вопросы об окружающем мире и явлениях в нём, с интересом изучают познавательную литературу. Но знания, полученные без практического подтверждения, не особо яркие и запоминающиеся. Ребятам интересно получать знания в практической (экспериментальной) деятельности, где они могут выдвигать свои гипотезы, выстраивать логические цепочки. В ходе своей деятельности учатся делать самостоятельные открытия, выводы. Благодаря всему этому проходит формирование современной эмоционально-волевой личности, с развитыми творческими и интеллектуальными способностями.

Исследуя данную проблему была выбрана тема «Мир вокруг нас».

Объект исследования. Вода.

Предмет исследования. Свойства воды.

Целью исследования. Доказать, что вода имеет различные свойства: может менять цвет, температуру и иметь различные состояния: твердое (лед) и жидкое.

Гипотеза исследования поможет расширить наши знания о неживой природе. Мы сможем больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.; узнать, почему вода на морозе превращается в лед и, наоборот, в тепле лед становится водой; познакомиться с тем, как можно изменить цвет воды и ее температуру.

Новизна – лед и вода – это одно и то же вещество, просто оно находится в разных состояниях. Вода – это жидкое состояние, лед – твердое. Каждая молекула этого вещества состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Так это остается и в жидком состоянии и в твердом. Меняется только порядок молекул. В воде молекулы расположены хаотично. Они двигаются относительно друг друга (поэтому вода не имеет своей формы). А вот когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в определенном порядке. Теперь они уже не движутся и сохраняют строй. Поэтому лед твердый. А так как в строю молекулы воды сохраняют между собой определенную дистанцию (она определяется строением и ориентацией самих молекул), то и получается, что лед занимает больше места, чем вода, в которой молекулы могли стоять как им вздумается.

Метод исследования: экспериментально-исследовательский.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в окружающей жизни, расширят знание о природе.

Задачи исследования: расширить представления о свойствах снега и льда через познавательно-исследовательскую деятельность, формировать познавательную активность при проведении экспериментов; развивать любознательность, наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

Литературный обзор. Часто учителя начальной школы сталкиваются с тем, что дети, когда изучают в школе по природоведению тему «Вода» не могут назвать её физические свойства. Что ж, если с ребенком в дошкольном возрасте провести элементарные опыты со снегом и льдом. Я уверена, что у таких детей никогда не возникнут проблемы со знаниями в данной области. Теоретической основой послужили книги «Занимательная физика» и  «Занимательные задачи и опыты» Я.И.Перельмана  и «Научные эксперименты дома» И.Гейккера, в которых рассматриваются свойства льда и опыты с ним.

Методика исследования: экспериментально-исследовательский.

Оборудования: пластмассовые стаканы, гуашь, кисточка, тарелки, нитка, кубики, свеча, формы.

Эксперименты исследования

1. Превращение воды в лед.

Взяли пластиковый одноразовый стаканчик, налили в него воды до половины, отметили снаружи фломастером уровень воды и оставили на игровой площадке. Через некоторое время проверили состояние воды. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Увеличился его уровень по сравнению с первоначальным уровнем жидкости. Значит, при замерзании вода расширяется.

2. Под давлением перерезанный ниткой лед снова смерзается.

Мы положили кубик льда на тарелку. Затем отрезали кусок нитки и крепко привязали к обоим концам по грузу. Потом поставили с кубиком льда в холодильник и положили нитку поперек кубика так, чтобы грузы свисали с обеих сторон.

Взглянув на конструкцию через некоторое время, мы увидели, что нитка немного углубилась в кубик льда. Затем мы подождали еще, и нитка оказалась в середине кубика, а еще немного погодя нитка дошла до конца, но сверху кубик остался целым.

3. Окрашенная вода замерзает.

Мы взяли два стакана и налили воду. С помощью гуаши окрасили воду в красный и желтый цвет. Разлили окрашенную воду в разные формочки, сделали из нитки лямки и один конец лямки погрузили в окрашенную воду. Вынесли формы на улицу в холод и увидели, что окрашенная вода превратилось в лед, а вынув лед из формы, увидели готовую елочную игрушку. Решили украсить им елку во дворе нашего любимого сада.

4. При нагревании лед превращается обратно в воду.

Кусочки льда положили в тарелку и держали над горящей свечой. Увидели, что лед тает.

Результаты исследования. Значит, при замерзании вода расширяется. Под давление перерезанный ниткой лед снова смерзается. Окрашенная вода замерзает. При нагревании лед превращается обратно в воду.

Выводы. Вода, замерзая, расширяется, а не сжимается как все предметы. Замерзая, вода увеличивается в объёме, давит во все стороны, обладая огромной силой. Не только бутылки с водой лопаются на морозе – зимой могут потрескаться дороги и тротуары. Вода, попавшая в щели и трещины, замерзая, давит во все стороны, и трещины увеличиваются. Поэтому нельзя зимой отключать отопление. Перерезанный ниткой лед снова смерзается. Лед тает, испытывая сжатие. Если зажать кубик льда в тисках, он растает под давлением. Такое свойство льда удивительно, ведь другие вещества при сжатии твердеют. Это свойство называется аномалией воды. Под тяжестью грузов нитка давит на кубик льда. В результате лед под ниткой тает. Но так как лед очень холодный, теплая вода под ниткой снова замерзает, ведь давления этот участок уже не испытывает. Так нитка проходит кубик льда насквозь. Несмотря на цвет воды, при влиянии холодной температуры, вода превращается твердое состояние. Под воздействием положительной температуры из твердого состояние превращается в жидкое, т. е. идет обратная реакция.

В результате наших экспериментов мы обогатили свой жизненный опыт, узнали больше об окружающем нас мире.