Почва – среда обитания живых организмов

№ 124

(Сценарий агитбригады)

Алсу САФИНА,

учитель биологии высшей квалификационной категории гимназии №3 с татарским языком обучения г.Казани

Цель: обеспечить формирование понятия почвы как одной из сред обитания.

Задачи:

образовательные: изучить особенности экологических факторов, действующих на организмы в почвенной среде; сформировать понятие «эдафические факторы»; сформировать представление о состоянии земельных ресурсов и об основных экологических проблемах, связанных с антропогенным воздействием на почвы;

развивающие: способствовать развитию речи, умений грамотно представить свою точку зрения, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;

воспитательные: воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний о почве.

Оборудование: костюмы, технические средства (компьютер, микрофоны, колонки).

Ход сценария

Ведущий.

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два!

Кто шагает дружно в ряд?

Вместе. Это сбор агитбригад!

Ведущий. Кто шагает дружно в ногу?

Вместе. Уступите нам дорогу!

Участники.

– Я люблю выращивать цветы.

– Я люблю собирать грибы.

– Я люблю копать картошку.

– Я люблю читать и загадывать загадки о почве, о подземных жителях.

– Я люблю наблюдать за жуками и их личинками.

– Я люблю рассматривать дождевых червей.

– Я люблю наблюдать за листопадом, за почвой на прогулке.

Ведущий. Вас приветствует агитбригада «Наш дружный эко-патруль». (Держатся за руки, трое поворачиваются спиной, там буквы Э, К, О, и вместе говорят «патруль».)

Наш девиз: «Давайте, защитим матушку-кормилицу нашу, ведь она дороже золота. (Появляется плакат с этими словами, его проносит девочка, показывая зрителям.)

Участники.

– Подождите, подождите, о какой кормилице идет речь?

– Речь идет о почве, ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.

– Почва дороже золота?

– Так говорил русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет, поэтому почву надо охранять. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше ни растений, ни животных.

– Знаете ли вы, что 1 см почвы в природе образуется за 250 – 300 лет!

– Исчезнут растения и животные? А значит, не смогут жить на Земле и люди?

– Да, именно так. Почва – волшебная кладовая. Почва – это богатство природы.

– Что человек должен делать, чтобы сохранить почву?

– Человек должен разумно эксплуатировать почву – давать ей отдыхать.

– Для защиты почвы на полях необходимо проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

– Однако, лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве.

– Почва относится к неживой природе, там ничего живого нет.

– Как нет? А почвенные обитатели, их еще называют эдафобионтами?

– Я на них вообще не обращала внимания, да их и не видно.

– Да, некоторых не видно. Например, микроорганизмов. А некоторых мы не видим потому, что они живут под землей. Например, корни растений, их мы тоже не видим. (Вырастает ромашка.) Ой, посмотрите, ромашка выросла, какая красивая! (Радуется, рассматривает.) Привет, ромашка.

Ромашка. Здравствуйте.

А вот и другие представители: крот и медведка. Два друга, как же они похожи. (Удивляется, через некоторое время сценка о том, как начинает гибнуть ромашка.)

Участник. Ромашка, что с тобой?

Ромашка. Мои корни, мне очень больно…

Ведущий. Тут появляется смелый дождевой червь и прогоняет крота и медведку. (Последние не хотят уйти, сопротивляются, хотят съесть червя.)

Дождевой червь.

Не боюсь я крота и медведку,

Защищу я красавицу-ромашку.

(Поправляет корни. Ромашка начинает расти.)

Ромашка.

Спасибо тебе смелый друг,

Как ты не побоялся этих недуг?

Они же тебя могли съесть?!

Дождевой червь.

Я злодеев победил, я тебя освободил.

А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться! (Начинается праздник. Все пляшут.)

Ведущий.

Веселятся обитатели почвы,

Пляшут, песни поют.

Муравьи танцуют с тлёй,

В хороводе из червей.

(Танец листопада.)

Ведущий.

Хвалят, хвалят все червя,

Дождевого такова.

Несут угощенья к пиру,

Опавших листьев понемногу.

(Все угощаются листьями.)

Участники.

– Опавшие листья – еда этих организмов. Если листьев нет, они погибают. Сообщество разрушается и исчезает.

– Это зимние квартиры для насекомых. Это питание для дождевых червей и для растений.

– Опавшие листья – это тепловая подушка для корней деревьев поздней осенью и ранней зимой, когда снега еще нет или его мало. Без листового покрытия корни деревьев вымерзают. Исчезают насекомые – за ними исчезают и птицы. Уходят дождевые черви, которые рыхлят землю, давая корням возможность дышать.

– Опавшие листья – это удобрение для растений. Листья перегнивают, образуя перегной или гумус, повышающий плодородие почвы.

Ведущий. Поэтому мы хотим сказать:

Вместе. Оставьте листья природе!

Участники.

– Хорошо, мы поняли, как нужно обращаться с почвой. Узнали об эдафобионтах. Поговорили о том, что излишек удобрений вредно. А как загрязняется почва, если ее так необходимо охранять?

– Это тяжелые металлы.

– Радиация.

– Пестициды.

– Это отходы животноводства.

– Патогенные организмы.

– Это нефтепродукты.

Ведущий. Да-а-а-а, действительно… (Пауза.) У почвы мно-о-о-ого врагов. (Задумчиво.)

Участники.

– Так, давайте, встанем на защиту почвы!

– Дорогою ценой мы не будем платить.

– Ведь нет у нас рыбки златой, ни палочки волшебной.

– Чтоб мигом напасть такую предвратить!

(Поются частушки.)

Ведущий. Благодарим за внимание! С вами была агитбригада «Наш дружный эко-патруль».

(Держатся за руки, трое поворачиваются спиной, там буквы Э, К, О, и вместе говорят «патруль», поклоняются.)