Важнейшая составляющая системы управления образовательным учреждением — работа с педагогическими кадрами
№ 121
Татьяна БОРЕР,
директор «Гимназии №139 – Центра образования» г. Казани
Людмила РОМАНОВА,
заместитель директора по учебной работе «Гимназии №139 – Центра образования» г. Казани
Современная школа – это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. ФГОС предъявляет педагогу новые требования к его профессиональному мастерству, оттачиванию собственных профессиональных компетенций.
Одним из механизмов реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих работников, в ходе которой диагностируется уровень профессионального развития педагогов
Впервые аттестация была проведена в 1937 году, целью которой было установление соответствия работника званию учителя. По итогам работы учителя делились на три группы:
— получившие персональное звание “учитель”;
— допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки;
— отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности.
В настоящее время аттестация определяет квалификацию учителя, уровень знаний работника, становится проверкой его личностного роста, является экзаменом на компетентность. А главное, формирует педагогическое мировоззрение, в основе которого – стремление к созданию своей педагогической системы, к достижению высокого уровня профессионализма. Решение этой задачи осуществляется прежде всего методической деятельностью, которая направлена на обеспечение роста квалификации педагога, непрерывность и преемственность в получении им квалификационных категорий.
Одним из основных критериев творческого роста учителя является саморазвитие. Что же понимают под саморазвитием педагоги? Согласно результатам анкетирования 33 % педагогов понимают постоянное самосовершенствование, самообразование, 31 % учителей считает, что саморазвитие – это, прежде всего, профессиональный рост, 1 5% опрошенных осознают, что саморазвитие – это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимает, что саморазвитие – это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни. Только оптимист способен положительно воздействовать на окружающих. Общение с оптимистом обогащает любого человека, рождает у человека стремление к познанию окружающего, а в дальнейшем – к саморазвитию.
С учителями можно провести диагностику «Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя».
Карта рефлексивной оценки
профессионального саморазвития учителя
Настоящий тест поможет оценить уровень профессионального саморазвития учителя, а значит лучше познать самого себя, наметить перспективы своего самосовершенствования. Для этого Вам необходимо определить степень выраженности той или иной характеристики (качества, аспекта) своего профессионального роста, которая предлагается в данной таблице, по следующей оценочной шкале: (ответ по каждой строке): 3 балла – в полной мере; 2 – в основном; 1 – незначительно (частично); 0 – отсутствует.
Я могу сказать о себе, что: |
3 |
2 |
1 |
0 |
1.Испытываю интерес к своему профессиональному саморазвитию |
3 |
2 |
1 |
0 |
2.Удовлетворен результатами своего профессионального саморазвития |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. Удовлетворен условиями для профессионального саморазвития в педагогическом коллективе |
3 |
2 |
1 |
0 |
4. Для меня представляют интерес аксиологические (этические теории, моральные категории и отношения) знания |
3 |
2 |
1 |
0 |
5. Владею основными законами психолого-педагогической науки |
3 |
2 |
1 |
0 |
6. Умею анализировать свой профессиональный опыт |
3 |
2 |
1 |
0 |
7.Могу при необходимости пересмотреть свои мотивы, цели, ценности и смыслы профессиональной деятельности (ценностно-смысловое содержание) |
3 |
2 |
1 |
0 |
8. Обладаю способностью к совершенствованию способов своего профессионального саморазвития |
3 |
2 |
1 |
0 |
9. Умею оценивать свои возможности в работе, видеть свои плюсы и минусы профессионального саморазвития |
3 |
2 |
1 |
0 |
10. Способен осознавать ход и ценностный смысл своих педагогических действий и их результатов |
3 |
2 |
1 |
0 |
11. Умею творчески решать педагогические задачи, взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах |
3 |
2 |
1 |
0 |
Суммируйте все обведенные вами цифры и разделите на 11. Высокий уровень развития – выше 2.5 балла, средний – 2.5-1.5 балла, низкий – ниже 1.5 балла.
По результатам диагностики заместитель директора составляет план методической работы по саморазвитию профессиональной компетентности учителя и продумывает внутришкольную систему повышения квалификации учителей, профессионального развития педагога.
Первым пунктом можно включить раздел «Нормативно-методическое сопровождение», в состав которого может входить:
- Локальный акт «Положение о формах непрерывного образования педагогов».
- Информация по курсам повышения квалификации учителей,
- Информация по участию педагогов в конкурсах профессионального мастерства (положения),
- Информация по участию педагогов в разработке авторских программ.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
В гимназии в течение учебного года проходят лекции-диалоги, деловые и ролевые игры, калейдоскопы методических идей, круглые столы, дискуссии по темам: «Образ профессионального Я», «Моя профессиональная компетентность», «Нравственные ценности педагогической деятельности», «Моя нравственно-профессиональная позиция» и др. Цель данных мероприятий:
1) помочь учителю понять сущность и осмыслить ступени саморазвития, а также обосновать содержание процесса его профессионального саморазвития;
2) выяснить специфику потребности саморазвития;
3) рассмотреть инновационные процессы в гимназии как сферу реализации личности человека.
Педагоги гимназии участвуют в реализации проекта «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». В рамках данного проекта проводятся
мотивационная лекция «Инновационная деятельность учителя гимназии», панельная дискуссия «Образовательное пространство в инновационном учреждении», научно-практические семинары»Психологические аспекты общения в деятельности учителя», «Моделирование образовательного процесса и деятельности педагога в условиях реализации ФГОС». Сформированы группы по реализации наставничества.
Каждый учитель гимназии заполняет Лист карьеры учителя.
Лист карьеры учителя
ФИО педагога ________________________________________________________________________ УЧЕБНЫЙ ГОД |
самооценка |
администрация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА. С КАКОГО ГОДА РЕАЛИЗУЕТСЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕНЯЕ МЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ТЕХНИКИ, МЕТОДИКИ)
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПУБЛИКАЦИИ (авторские) (за каждую публикацию: в образовательном журнале – 2 балла, в интернет-издании – 1 балл)
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (открытые уроки, внеклассные и внеурочные мероприятия, выступления) За каждое мероприятие На уровне РФ – 5 баллов На уровне РТ – 4 балла На уровне города – 3 балла На уровне района – 2 балла На уровне школы – 1 балл |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ За каждое мероприятие: На уровне РФ – 5 баллов На уровне РТ – 4 балла На уровне города – 3 балла На уровне района – 2 балла На уровне школы – 1 балл |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗРАБОТКА УМК, МЕТОДИЧЕС КИХ МАТЕРИАЛОВ, КИМов (баллы суммируются) |
РФ – 4 баллов,РТ – 3 балла, город – 2 балла, образовательное учреждение- 1балл |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИННОВАЦИННАЯ И ЭКСПЕРИ МЕНТАЛЬ НАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ Каждый критерий оценивается по 5-ти балльной школе
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАГРАДЫ (только благодарности) РФ – 4 баллов, РТ – 3 балла, город – 2 балла, образовательное учреждение- 1балл |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ (за каждый конкурс: 1 место – 10 баллов, 2 место – 5 баллов, 3 место – 2 балла) (дистанционные конкурсы: 1 балл – призовое место) |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАКИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ МОГУ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СВОИМИ КОЛЛЕГАМИ (на семинарах, заседаниях РМО, ШМО) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАКИЕ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (техники, методы) ПЛАНИРУЕТЕ ИЗУЧАТЬ В УЧЕБНОМ ГОДУ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УСПЕВАЕ МОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ГОДА, ГИА, ВПР, АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОНТРОЛЬ НЫХ РАБОТ (баллы суммируются)
|
Качество: Музыка, ИЗО, физическая культура, родной язык и литература, астрономия, технология -100% — 10 баллов, 90 и более % — 9 баллов, 80 и более% — 8 баллов, 70 и более % — 7 баллов, 60 и более% — 6 баллов, 50 и более % — 5 баллов и т.д. Русский язык, литература, математика, физика, биология, химия, информатика, география, история, обществознание, английский язык 75-100% — 10 баллов, 71-74 % — 9 баллов, 66- 70% — 8 баллов, 56-65%-7 баллов, 46- 55% — 6 баллов, 36-45 % — 5 баллов, 26-35 % — 4 балла, 16- 25% — 3 балла, 10-15% — 2 балла, ниже 10% -1 балл |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОДГОТОВКА ПОБЕДИТЕЛЕЙ и ПРИЗЕРОВ ОЛИМПИАД, КОНКУРСОВ, НПК ( баллы суммируются) |
При подготовке победителей, призеров предметных олимпиад, конференций, конкурсов международного и федерального уровня начисляется 7-6 баллов; республиканского уровня — 5-4 балла; муниципального уровня –3-2 балла, Районного уровня – 1балл ( баллы суммируются) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБЩЕСТВЕН НАЯ НАГРУЗКА |
Руководитель ГМО, творческой группы – 5 баллов Руководитель ШМО, творческой группы – 3 балла Разовое поручение – 1 балл |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ КЛАССА) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТКРЫТЫЕ ВНЕКЛАС СНЫЕ и ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КЛАССА 1 балл за каждое мероприятие |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОБЕДЫ КЛАССА В КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯ ТИЯХ (баллы суммируются) |
За каждую победу или призовое место на уровне школы – 1 балл, на уровне города – 2 балла, на уровне РТ– 3 балла |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ (баллы суммируются) |
За каждое мероприятие на уровне района – 1 балл, на уровне города– 2 балла, на уровне РТ и РФ– 5 баллов |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
2 балла – удовлетворительная работа с родителями 1 балл – допускаются ошибки в общении с родителями; 0 баллов – работа с родителями не организована, имеются существенные ошибки в общении с родителями — 10 балла – имеются жалобы родителей администрации школы |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАЧЕСТВО И СВОЕВРЕМЕН НОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА ЦИИ |
5 баллов – нет замечаний -5 баллов – имеются замечания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Своевременное начало и окончание урока – 2 балла Опоздание на урок — -10 баллов Отсутствие на рабочем месте во время урока— — 20 баллов |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 балла – без замечаний — 10 баллов – имеются замечания
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИКТ-компетентность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательный сайт педагога, блог – 5 баллов, Педагогическая лаборатория педагога в электронном виде – 4 балла, Системная работа с ЦОР – 3 балла |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления.Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Рейтинг учителя может подсчитываться по итогам полугодия или учебного года. Важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу.
Следующее направление, по которому ведется работа в нашем учреждении –представление педагогического опыта. Учитель может воспользоваться памяткой «Как обобщать свой опыт». Один из пунктов гласит «Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи».
Школа молодого учителя – одно из направлений методической работы, которая способствует оптимальной адаптации к практической деятельности молодых учителей, даёт возможность планировать их самообразование и профессиональный рост. Для организации работы «Школы молодого учителя» назначается руководитель, имеющий высшую или первую квалификационную категорию. В годовой план работы гимназии включается график проведения занятий, открытых уроков по определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее четырех занятий «Школы молодого учителя».
К основным формам работы относятся:
— круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
— открытые уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия по предмету;
— лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;
— изучение передового педагогического опыта;
— конкурсы,
— рефлексия педагогической деятельности.
Например,в октябре проводитсясеминар-практикумпо теме «Методические основы современного урока».
Вопросы для обсуждения:
1. Лекция-диалог «Структурные элементы современного урока».
2. Практикум по теме «Разработка технологических карт».
3. Изучение методических рекомендаций «Как подготовить современный урок», изучение памятки «Анализ и самоанализ урока».
4. Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из нее».
В декабре в рамках круглого стола по теме «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» обсуждаются следующие вопросы:
— мини-лекция «Использование современных технологий в образовательном процессе»,
— обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»,
— методические рекомендации «Алгоритм построения урока с применением информационно-коммуникативных технологий»,
— обмен мнениями о посещенных уроках опытных педагогов и наставников.
В январе проводится Неделя молодого специалиста. Заместитель директора разрабатывает:
— критерии оценивания выступления-презентации по теме самообразования в рамках Недели молодого специалиста,
— критерии оценивания открытого урока,
— критерии оценивания учебно-методического материала, представленного на выставку в рамках Недели молодого специалиста.
В апреле проводится семинар-практикум по теме «Творческий поиск молодого специалиста».
Вопросы для обсуждения:
— обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»,
— творческие отчеты молодых учителей,
— круглый стол по теме «Я как учитель: с позиции сегодняшнего дня и с позиции будущего».
Методическую работу гимназии координирует и направляет методический совет гимназии. Цель деятельности методического совета — обеспечение гибкости и оперативности методической работы гимназии, создание условий для повышения квалификации педагогических работников, формирования профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.
В гимназии функционируют шесть методических объединений и семь творческих групп по реализации инновационного проекта ««Школа успешных людей» на основе модели Маккинси». Разработаны следующие локальные акты:
— положениео методической работе в гимназии,
— положение об инновационной деятельности,
— положение о творческой микрогруппе,
— положениео лаборатории моделирования управленческих технологий,
— положение об учебном кабинете,
— положениео критериях оценки эффективности деятельности работниковМуниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г. Казани.
Новое время требует новых идей, таких, например, как тьюторство, сетевые сообщества учителей, которые в последнее время в связи с развитием информационных технологий стали особенно популярны. В Казани в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Около 30% наших учителей ведут свои блоги на сайте казанобр, около 60% имеют свои сайты.
Информационная деятельность нашей гимназии представлена работой школьной библиотеки и методическим кабинетом. Обеспечение данных кабинетов методическими пособиями, периодическими журналами и газетами, методическими и дидактическими рекомендациями, ноутбуками, проектором, интерактивной доской сделало их одними из важнейших подразделений методической службы гимназии. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа заместителя директора и библиотекаря.
Если педагоги станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе, то образовательное учреждение будет являться площадкой профессионализма и творчества коллектива единомышленников.