Образ Петербурга в классической литературе XIX века

№ 118

(Методическая разработка урока литературы в X классе)

Наталья ХАРИТОНОВА,

учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории Апастовской средней школы

Проблемно-ориентированное обучение – это учебный подход, который использует реальные проблемы в качестве стимула для того, чтобы учиться. Использование обучающих структур и проблемно-ориентированное обучение дают возможность реализовать, развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы: приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и ученика с учеником. Это способствует возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель, именно ученики обрабатывают информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики чувствуют себя не пассивными приобретателями знаний, а активными участниками образовательного процесса, соавторами.

Данная методическая разработка урока литературы построена на технологии проблемно-ориентированного обучения с применением сингапурских структур.

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века и какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?
Результат обучения: создание и защита постера или брошюры «Образ Петербурга в творчестве писателей XIX века».
Цель: исследовать произведения великих русских писателей, чтобы увидеть Петербург 19-го века  их глазами.

 

Задачи:

Обучающие:

— создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения;

— формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания;

— формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление;

— формировать умения анализировать текст.

 

Развивающие:

— совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

— продолжить работу по развитию культуры речи.

 

Воспитательные:

— создать необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя;

— способствовать созданию поисково-творческой атмосферы.

 

Расписание программы проблемно-ориентированного обучения (PBL)

Урок Организация процесса PBL Деятельность Ресурсы/ Итоговые результаты
1. Формирование команд Микс пэа шэа Обучающиеся встают, смешиваются под музыку,  приветствуют друг друга и образуют пару.

А)  Эпиграф к уроку:                                          Сам Петербург находится на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории…               и он — на пороге.

М. М. Бахтин

Б) Слово учителя: — Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Они увидели в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Кто эти особенные люди? (обсуждение в команде, а затем ответы школьников)                                                                    — Да, этими особенными людьми являются писатели. Как вы думаете, над какой проблемой мы с вами будем работать на протяжении следующих уроков?

Тайм-пэа-шэа В парах по очереди идет обсуждение (эпиграфа) афоризма М.Бахтина. Первым начинает говорить участник, у которого светлее волосы. Каждому дается по 30 секунд времени. Учитель просит поделиться  размышлениями.

Затем близстоящие пары объединяются в пары. Учитель раздает карточки с номерами столов. Ученики садятся за столы. Образуется команда.

(обсуждение в команде, а затем выборочные ответы школьников)

2. Запуск проблемы А) Используя обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД, школьники делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после просмотра презентации.

Б) Просмотр презентации «Образ Петербурга в классической литературе XIX века».

 

А) Обучающиеся  заполняют таблицу  ЭЙ АР ГАЙД: колонка ДО.

Б) Обучающиеся  заполняют таблицу  ЭЙ АР ГАЙД: колонка ПОСЛЕ. Затем школьники обсуждают информацию, которая изменила их мнение.

 

ЭЙ АР ГАЙД

до

утверждения

после

  Петербург для Пушкина — олицетворение русской государственности. Он восхищен Петербургом.  
  Лермонтов скучает в Петербурге, он ненавидит фальшь этого города.  
  Для Гоголя Петербург – город обманчивых контрастов.  
  Для Некрасова Петербург- город, под блеском и богатством которого скрыты нищета и скорбь.  
  В романах Гончарова Петербург является лишь фоном, на котором происходят события.  
  Город  Достоевского как бы теснит, давит людей, подталкивает к скандалам и даже толкает на преступления.  

 

3. Анализ проблемы Школьники формулируют проблему: Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди — писатели. Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев? Обучающиеся заполняют таблицу  FILA, составляют план действий каждого участника группы. Группы путем жребия определяют, творчество какого классика будут исследовать: Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского.

 

 

Составление таблицы FILA

 

Факты:

  • Тема Петербурга волновала многих писателей  XIX века.
  • Петербург — мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой жизнью, город, находящийся на краю, над бездной.
  • Писатели XIX века придали образу города трагические черты.
Идеи:

  • Легенды и мифы о Петербурге органично входят в произведения писателей  XIX века.
  • Петербург – трагический и фантастический город. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение, а в следующий момент можно стать свидетелем сошествия Христа, дабы спасти грешных, живущих в этом «аду бессмысленной и ненормальной жизни».
Обучающие вопросы:

  • Откуда возникли и почему так укоренились трагические черты Петербурга в творчестве Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?
  • Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?
План действий

1.изучить материал  учебника и хрестоматии                                                                  2. поискать доп. материал в интернете                                              3.изучить библиотечные материалы                     4. проконсультироваться с учителем

 

4. Переоценка проблемы

 

 

 

 

 

Поиск и внедрение новых знаний

А) РАБОТА В КОМАНДЕ.  Каждый участник команды получает задание:

№1 – Объясните значение слов «образ», «символ».                                                                       №2 — Какое место занимает образ Петербурга в творчестве (1 группа -Пушкина, 2 группа — Некрасова, 3 группа — Гоголя, 4 группа — Достоевского)?                                                                 №3 — В чём заключается двойственность Петербурга в изображении писателя?                            №4 – Значение образов-символов, связанных с Петербургом, в произведениях писателя.

Б) Конэрс. Учитель предлагает рассмотреть исследуемую проблему под другим углом зрения, задает вопрос: «Как вы думаете, какой из 4-х вариантов ответа лучше всего раскрывает образ Петербурга в творчестве … писателя?» и называет «УГЛЫ». Дает 30 секунд на размышление. Школьники  выбирают углы, обмениваются мнениями.

Угол №1 — Мифология города.  (Традиционно в литературе сложился взгляд на Петербург как город, сочетающий в себе реальное и фантастическое, конкретное и символическое).

Угол №2 –  География, геодезия города. (Хронотоп Петербурга во многом обусловлен природно-географическими факторами, определяющими климатические условия и характер ландшафта, в который вписан город).

Угол №3 – Архитектурный облик и топонимика Петербурга. (Это один из всемирных городов-музеев. Его проспекты, площади, набережные, каналы, дворцы, мосты, ограды, памятники не только создают пространственно-пластический образ города, но и сами являются своеобразными художественными персонажами литературных текстов).

Угол №4 – другой ответ

Обновление таблицы FILA

Структура РАУНД  РОБИН, обучающиеся по очереди отвечают на вопрос в своих командах.

 

 

 

Структура Конэрс.

Школьники выбирают один из двух или более ответов на вопрос. Они встречаются в одном углу с учениками, которые думают так же, как и они, и обсуждают причины своего выбора.

 

Примечание: обучающиеся делятся на 4 группы для исследования «Образа Петербурга» в творчестве писателя:                1 группа -Пушкина,                   2 группа — Некрасова,                 3 группа — Гоголя,                        4 группа – Достоевского.

5. Презентация решения РАФТ. Школьники (в группах) создают и защищают постер, в котором схематично и наглядно раскрывают образ Петербурга в творчестве писателей  XIX века. Структура постера:               1.Цель исследования         2.Этапы работы.             3.Выводы.
6. Рефлексия и оценивание
  • Обучающиеся выделяют ключевые знания.
  • Оценивают свои знания и знания одноклассников.
 
7. Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру «Город, в котором невозможно быть»