Здоровьесберегающие технологии в детском саду
№ 117
Лейсана АБДУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Альбина ЗИНОВЬЕВА,
инструктор по физической культуре детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в т. ч. культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в детском саду обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:
– технологии профилактики заболеваний;
– углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
– коррекция возникающих функциональных отклонений;
– отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III – V группы здоровья);
– реабилитация соматического состояния здоровья;
– противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
– витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
– санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
– закаливание КГН;
– беседы по валеологии;
– спортивны праздники;
– спортивные развлечения и досуги;
– недели здоровья;
– соревнования;
– прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
– семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
– консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
– практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
– обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
– информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
– информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
– приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
– консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
– приобщение детей к физической культуре;
– использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий
|
Время проведения в режиме дня
|
Особенности методики проведения
|
Ответственный
|
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
||||
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
|
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
|
Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ
|
|
Динамические паузы
(физкультминутки) |
Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Педагоги ДОУ | |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ | |
Релаксация
|
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии | Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
|
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог | |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. | Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
|
Все педагоги ДОУ
|
|
Гимнастика пальчиковая | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
|
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами | Все педагоги ДОУ, логопед
|
|
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3 – 5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
|
Все педагоги ДОУ | |
Гимнастика дыхательная
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все педагоги ДОУ | |
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 мин. во всех возрастных группах.
|
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Педагоги ДОУ | |
Оздоровительный бег | Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке | Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
|
|
Технологии обучения здоровому образу жизни |
||||
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ.зале – 10 мин. Младший возраст – 15 – 20 мин., средний возраст – 20 – 25 мин., старший возраст – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
|
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
|
|
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
|
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста
|
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Психолог, педагоги ДОУ
|
|
Коммуникативные игры | 1 – 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
|
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Психолог, педагоги ДОУ
|
|
Занятия из серии «Здоровье»
|
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста
|
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
|
Педагоги ДОУ | |
Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
|
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
|
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
|
|
Коррекционные технологии |
||||
Технологии музыкального воздействия
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель | |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Педагоги ДОУ, психолог | |
Технологии коррекции поведения
|
Сеансами по 10 – 12 занятий по 25 – 30 мин. со старшего возраста
|
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6 – 8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
|
Педагоги ДОУ, психолог | |
Сказкотерапия | 2 – 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения | Педагоги ДОУ, психолог | |
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
– Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
– Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
– Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
– Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
– Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
– Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
– различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
– комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
– физкультурные занятия всех типов;
– оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
– организация рационального питания;
– медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
– соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
– комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
– интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
– внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
– разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками;
– формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
– совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
– выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
– обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
– Соблюдайте режим дня!
– Обращайте больше внимания на питание!
– Больше двигайтесь!
– Спите в прохладной комнате!
– Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
– Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
– Гоните прочь уныние и хандру!
– Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
– Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
–Желайте себе и окружающим только добра!