Звуки [в], [в’]. Буквы В, в
№ 116
(Обучение грамоте, обучение чтению)
Эльмира ГИЛЬМАНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №18 г. Казани
Класс: 1
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [в], [в’] и буквами В, в.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Ход урока.
- I. Орг. момент.
Слайд 1.
- Дорогие ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними. Давайте покажем нашим родителям то, чему мы научились за это время.
- Работа по ленте букв.
- II. Актуализация знаний.
Слайд 2.
1. Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться.
(Винни-Пух)
Слайд 3.
- Назовите только мягкие согласные звуки.
Слайд 4.
2. Два розовых уха
И розовый хвостик,
Ходил с Винни-Пухом
Он к Кролику в гости.
(Пятачок.)
Слайд 5.
- Назовите только согласные звуки в слове «Пятачок».
- Какие это согласные?
Слайд 6.
3. Он зайчишкам младший брат,
И ему ребёнок рад.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик).
Слайд 7.
- Назовите только гласные.
Слайд 8.
4. Писать посланья и слова
Зовут меня друзья.
Все буквы знаю я.
Я — очень мудрая _______.
- Кто догадался, о ком идет речь? О Сове.
Слайд 9.
- Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.
- Все герои в словах выходят на экран.
- Почему все слова написаны с большой буквы? Какое мы знаем правило?
Слайд 10.
(Все герои в картинках выходят на слайд)
- Знаете ли вы, из какого произведения эти герои и кто его написал?
(Иллюстрация книги и портрет А. Милна)
Слайд 11.
- Английский писатель А. Милн впервые пришел в зоопарк с 4-летним сыном Кристофером Робином, где мальчик сдружился с медведицей. А звали ее Винни. Именем Пух звали лебедя, который жил у знакомых в пруду. Так и появилось необыкновенное имя плюшего медвежонка Винни-Пух. В 2015 году исполнится 90 лет книге «Вини-Пух и все – все – все», которую написал Алан Милн.
Слайд 12.
— Ну а мы остановимся на словах Винни-Пух и Сова.
— Произнесите первый звук. (В’)
— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)
— Какой согласный звук повторяется в этих словах?
— Произнесите первый звук второго слога. (В).
— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, звонкий)
Слайд 13.
Звуки (В – согласный твердый) и (В’ – согласный мягкий) обозначаются одной буквой В.
III. Знакомство с звуками [в], [в’] и буквой В.
Слайд 13.
Игра «Камень-вата»
- Все встали. Я называю слово. А вы, если услышите в слове мягкий звук [в’], хлопните 1 раз в ладоши, а если услышите в слове твердый звук [в], топните 1 раз ногой.
- Вилка, ваза, веник, ворона, василек, телевизор.
IV. Работа по букварю.
— Откройте букварь на странице 52.
Слайд 14.
Две картинки Винни-Пухов.
Посмотрите, а это кто? (Винни-Пух)
Два Винни-Пуха, и они разные. Почему?
Слайд 15.
- Больше 50 лет назад медвежонок Винни-Пух заговорил по-русски. Это случилось благодаря известному русскому поэту Борису Заходеру. Он перевел книгу Алана Милна «Винни-Пух и все – все – все», а художник нарисовал и представил медвежонка в таком виде. Вам какой больше нравится?
Топай, мишка, топай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Слайд 16.
— Найдите первое задание. Прочитайте шепотом.
— Чтение слов учениками.
— Смотрим на 1 столбик. Будьте внимательными. Поставьте пальчики на первый слог и следите. Читает …..
— Что мы прочитали? (Слоги)
— Какой лишний слог? (ВЭ) Почему? (Это название буквы)
— Дополните слог «ва» до слова. (Ваза, вагон, вата и т. д.)
— Дополните слог «ви» до слова. (Виза, вилка, винт, вишня и т. д.)
— Могут ли эти слоги быть началом слов «Вика, Валя, Виталий»?
— Смотрим на слова 2 столбика. Читает …..
— Смотрим на слова 3 столбика. Читает …..
— Чем похожи эти слова?
— Чем различаются? Почему?
- По правилам речевого этикета при написании писем, записок, поздравительных открыток в знак уважения к человеку необходимо использовать слова-обращения Вы, Вас, Вам, Вами. Эти обращения пишутся с большой буквы.
- Если вы будете писать письмо мне, то из какого столбика вы выберете слова? А если всем ребятам из класса? А если не одному учителю, а нескольким?
— Смотрим на слова 4 столбика. Читает …..
— Какая часть общая. (Лов)
ЛОВ – общая часть слов. Давайте выделим общую часть дугой.
— Послушайте, «лови, уловы, ловил». В каком слове слышится звук (о). Обратите внимание, именно в этом слове падает ударение.
— Поэтому в русском языке есть правило, что общая часть слов пишется одинаково. Мы говорим варона, а пишем ворона.
— Смотрим на слова 5 столбика. Читает …..
— А теперь попробуйте сами выделить дугой общую часть слова.
— Давайте разберемся со значением слов. Для этого откроем рабочую тетрадь на с. 26 и выполним задание 1.
— Перед вами рисунки и карточки со словами. Соедините рисунок подходящими к ним словами. (Дети по очереди выходят и соединяют)
— Составьте предложения по каждой картинке.
(Дед и внук ловили рыбу.
Рыбаки выловили из реки ботинок.
Дети наловили рыбу.)
Ловили – процесс ловли.
Выловили – поймали какой-то предмет или какую-то рыбу.
Наловили – итог ловли (ведро с рыбой)
Физминутка.
V. Работа с текстом.
— Перед вами текст. Прочитайте название текста. (Рыболовы)
— Кто такие рыболовы?
— Можно ли по названию текста узнать о ком или о чем пойдет в нем речь?
— Прочитайте шепотом.
— Поставили пальчики на начало первой строчки. Второй ряд читает по цепочке по одному предложению. Остальные следят.
Чтение текста вслух.
(Вопросы по одному выходят на слайде)
Слайд 17.
— Кто был на пруду? Ищем ответ в тексте.
— Что они делали? Прочитайте.
— Кто был с мальчиками? Найдите.
— Что делал Барсик, и что с ним случилось?
— Как поступил Вова?
— Что дал Иван Барсику?
— Еще раз прочитайте рассказ про себя.
— Кто сможет рассказать весь текст, опираясь на вопросы.
— Кого можно назвать рыболовами?
— А Барсика можно назвать рыболовом? Почему?
— Можно узнать, поймали ли ребята рыбу?
— Хорошо ли поступили дети?
— А как бы вы поступили?
— В букваре найдите предложение про воробья.
(Воробей клевал крошки.)
— Что значит клевал? (Ел) Клевать — захватывать, щипать, бить резкими движениями.
— Правильно. У воробья есть клюв, которым он клюют крошки.
— Читаем про рыбу.
— Что значит Клевала в этом предложении? (Ловилась на удочку)
— А почему здесь это слово использовали, ведь у рыбы клюва нет.
— Читаем про Витю.
— Что значит клевал в этом предложении? (Дремал)
— Все они производят одинаковые движения.
Слайд 20.
VI. Физминутка.
Изобразите как клевал воробей, а рыба, а Витя.
VII. Работа в прописи.
-Откройте прописи на с.54 Давайте проверим, как вы сидите
Руки! На месте.
Ноги! На месте.
Локти! У края.
Спинка! Прямая!
– Молодцы, все готовы к работе.
— Сначала разомнем наши пальчики.
Вот все пальчики мои.
Их как хочешь поверни:
И вот так, и вот так,
Не обидятся никак.
Постучали, повертелись
И работать захотели.
— Найдите учительскую строку. Диктант.
— Пишем предложение: У Лары пони.
Знакомство с написанием строчной буквы в.
— Сегодня мы будем писать букву, а какую, вы мне сейчас сами назовете.
— В написании каких букв уже встречались элементы буквы в.
— Найдите королеву среди букв В. Какая она по счёту?
- Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по «крючковой» линии до 1/3 в дополнительной строке, в средней части поднимаемся по «секрету», разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии, задерживаемся на строке, поднимаемся до верхней линеечки рабочей строки, и плавно по наклонной закругляем линию влево.
-Напишите. Найдите среди своих букв королеву.
— Написание соединений буквы В с другими буквами.
ВЫ ВИ
— Записали 1 раз по образцу, 1 раз самостоятельно.
— Характеристику Звуку (В)
— Почему звук (В) твердый? Какая буква помогает? (Ы)
— Почему звук (В) мягкий? Какая буква помогает? (И)
— Комментированное письмо «ВОРОНА» Фонетический разбор.
IX. Итог урока.
— С какой буквой и какими звуками познакомились на уроке?
— Что ещё нового узнали на уроке?
— Чем занимались на уроке?
— А сейчас у нас будет В — викторина и мы будем отвечать на в — вопросы.
— Как называют человека, который говорит неправду. (Врунишка)
— Цифра. (Восемь)
— Назовите день недели на букву В. (Воскресенье, вторник.)
— Как называется место, где пассажиры ожидают поезда? (Вокзал)
— Обувь, которую мы носим зимой. (Валенки)