Звуки [в], [в’]. Буквы В, в

№ 116

(Обучение грамоте, обучение чтению)

Эльмира ГИЛЬМАНОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №18 г. Казани

Класс: 1

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в’] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    Ход урока.

  1. I.                              Орг. момент.

 Слайд 1.

  • Дорогие ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними. Давайте покажем нашим родителям то, чему мы научились за это время.
  • Работа по ленте букв.
  1. II.                           Актуализация знаний.

 Слайд 2.

1. Он не тучка, а медведь.

Очень любит песни петь.

И еще, как говорится,

Рад он медом подкрепиться.

(Винни-Пух)

Слайд 3.

  • Назовите только мягкие согласные звуки.

Слайд 4.

2. Два розовых уха

И розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом

Он к Кролику в гости.

(Пятачок.)

  Слайд 5.

  • Назовите только согласные звуки в слове «Пятачок».
  • Какие это согласные?

Слайд 6.

3. Он зайчишкам младший брат,

И ему ребёнок рад.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик).

Слайд 7.

  • Назовите только гласные.

Слайд 8.

4. Писать посланья и слова

Зовут меня друзья.

Все буквы знаю я.

Я — очень мудрая _______.

 

  • Кто догадался, о ком идет речь? О Сове.

Слайд 9.

 

  • Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.

 

  • Все герои в словах выходят на экран.

 

  • Почему все слова написаны с большой буквы? Какое мы знаем правило?

Слайд 10.

(Все герои в картинках выходят на слайд)

 

  • Знаете ли вы, из какого произведения эти герои и кто его написал?

(Иллюстрация книги и портрет А. Милна)

 

Слайд 11.

  • Английский писатель А. Милн впервые пришел в зоопарк с 4-летним сыном Кристофером Робином, где мальчик сдружился с медведицей. А звали ее Винни. Именем Пух звали лебедя, который жил у знакомых в пруду. Так и появилось  необыкновенное имя плюшего медвежонка Винни-Пух.  В 2015 году исполнится 90 лет книге «Вини-Пух и все – все – все», которую написал Алан Милн.

Слайд 12.             

— Ну а мы остановимся на словах Винни-Пух и Сова.

— Произнесите первый звук. (В’)

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)

— Какой согласный звук повторяется в этих словах?

— Произнесите первый звук второго слога. (В).

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, звонкий)

   Слайд 13.

Звуки (В – согласный твердый) и (В’ – согласный мягкий) обозначаются одной буквой В.

III.  Знакомство с звуками [в], [в’] и буквой В.

Слайд 13.  

Игра «Камень-вата»

  • Все встали. Я называю слово. А вы, если услышите в слове мягкий звук [в’], хлопните 1 раз в ладоши, а если услышите в слове твердый звук [в], топните 1 раз ногой.
  • Вилка, ваза, веник, ворона, василек, телевизор.

IV. Работа по букварю.

— Откройте букварь на странице 52.

Слайд 14.

Две картинки Винни-Пухов.

Посмотрите, а это кто? (Винни-Пух)

Два Винни-Пуха, и они разные. Почему?

Слайд 15.

  • Больше 50 лет назад медвежонок Винни-Пух заговорил по-русски. Это случилось благодаря известному русскому поэту Борису Заходеру. Он перевел книгу Алана Милна «Винни-Пух и все – все – все», а художник нарисовал и представил медвежонка в таком виде. Вам какой больше нравится?

Топай, мишка, топай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

  Слайд 16.    

— Найдите первое задание. Прочитайте шепотом.

— Чтение слов учениками.

Смотрим на 1 столбик. Будьте внимательными. Поставьте пальчики на первый слог и следите. Читает …..

— Что мы  прочитали? (Слоги)

— Какой лишний слог? (ВЭ) Почему? (Это название буквы)

— Дополните слог «ва» до слова. (Ваза, вагон, вата и т. д.)

— Дополните слог «ви» до слова. (Виза, вилка, винт, вишня и т. д.)

— Могут ли эти слоги быть началом слов «Вика, Валя, Виталий»?

Смотрим на слова 2 столбика. Читает …..

Смотрим на слова 3 столбика. Читает …..

— Чем похожи эти слова?

— Чем различаются? Почему?

 

  • По правилам речевого этикета при написании писем, записок, поздравительных открыток в знак уважения к человеку необходимо использовать слова-обращения Вы, Вас, Вам, Вами. Эти обращения пишутся с большой буквы.
  • Если вы будете писать письмо мне, то из какого столбика вы выберете слова? А если всем ребятам из класса? А если не одному учителю, а нескольким?

Смотрим на слова 4 столбика. Читает …..

— Какая часть общая. (Лов)

ЛОВ – общая часть слов. Давайте выделим общую часть дугой.

— Послушайте, «лови, уловы, ловил». В каком слове слышится звук (о). Обратите внимание, именно в этом слове падает ударение.

— Поэтому в русском языке есть правило, что общая часть слов пишется одинаково. Мы говорим варона, а пишем ворона.

Смотрим на слова 5 столбика. Читает …..

— А теперь попробуйте сами выделить дугой общую часть слова.

— Давайте разберемся со значением слов. Для этого откроем рабочую тетрадь на с. 26 и выполним задание 1.

— Перед вами рисунки и карточки со словами. Соедините рисунок подходящими к ним словами. (Дети по очереди выходят и соединяют)

— Составьте предложения по каждой картинке.

(Дед и внук ловили рыбу.

Рыбаки выловили из реки ботинок.

Дети наловили рыбу.)

Ловили – процесс ловли.

Выловили – поймали какой-то предмет или какую-то рыбу.

Наловили – итог ловли (ведро с рыбой)

Физминутка.

V. Работа с текстом.

— Перед вами текст. Прочитайте название текста. (Рыболовы)

— Кто такие рыболовы?

— Можно ли по названию текста узнать о ком или о чем пойдет в нем речь?

— Прочитайте шепотом.

— Поставили пальчики на начало первой строчки. Второй ряд читает по цепочке по одному предложению. Остальные следят.

   Чтение текста вслух.

(Вопросы по одному выходят на слайде)

Слайд 17.

— Кто был на пруду? Ищем ответ в тексте.

— Что они делали? Прочитайте.

— Кто был с мальчиками? Найдите.

— Что делал Барсик, и что с ним случилось?

— Как поступил Вова?

— Что дал Иван Барсику?

— Еще раз прочитайте рассказ про себя.

— Кто сможет рассказать весь текст, опираясь на вопросы.

— Кого можно назвать рыболовами?

— А Барсика можно назвать рыболовом? Почему?

— Можно узнать, поймали ли ребята рыбу?

— Хорошо ли поступили дети?

— А как бы вы поступили?

— В букваре найдите предложение про воробья.

(Воробей клевал крошки.)

— Что значит клевал? (Ел)       Клевать — захватывать, щипать, бить резкими движениями.

— Правильно. У воробья есть клюв, которым он клюют крошки.

— Читаем про рыбу.

— Что значит Клевала в этом предложении? (Ловилась на удочку)

— А почему здесь это слово использовали, ведь у рыбы клюва нет.

— Читаем про Витю.

— Что значит клевал в этом предложении? (Дремал)

— Все они производят одинаковые движения.

  Слайд 20.

   VI. Физминутка.

Изобразите как клевал воробей, а рыба, а Витя.

VII. Работа в прописи.

-Откройте прописи на с.54 Давайте проверим, как вы сидите

Руки! На месте.

Ноги! На месте.

Локти! У края.

Спинка! Прямая!

– Молодцы, все готовы к работе.

— Сначала разомнем наши пальчики.

Вот все пальчики мои.

Их как хочешь поверни:

И вот так, и вот так,

Не обидятся никак.

Постучали, повертелись

И работать захотели.

— Найдите учительскую строку. Диктант.

— Пишем предложение: У Лары пони.

Знакомство с написанием строчной буквы в.

— Сегодня  мы будем писать букву, а какую, вы мне сейчас сами назовете.

— В написании каких букв уже встречались элементы буквы в.

— Найдите королеву среди букв В. Какая она по счёту?

  • Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по «крючковой» линии до 1/3 в дополнительной строке, в средней части поднимаемся по «секрету», разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии, задерживаемся на строке, поднимаемся до верхней линеечки рабочей строки, и плавно по наклонной закругляем линию влево.

-Напишите. Найдите среди своих букв королеву.

— Написание соединений буквы В с другими буквами.

 

ВЫ                       ВИ

— Записали 1 раз по образцу, 1 раз самостоятельно.

— Характеристику Звуку (В)

— Почему звук (В) твердый? Какая буква помогает? (Ы)

— Почему звук (В) мягкий? Какая буква помогает? (И)

— Комментированное письмо «ВОРОНА» Фонетический разбор.

IX. Итог урока.

— С какой буквой и какими звуками познакомились на уроке?

— Что ещё нового узнали на уроке?

— Чем занимались на уроке?

— А сейчас у нас будет В — викторина и мы будем отвечать на в  — вопросы.

— Как называют человека, который говорит неправду. (Врунишка)

— Цифра. (Восемь)

— Назовите день недели на букву В. (Воскресенье, вторник.)

— Как называется место, где пассажиры ожидают поезда? (Вокзал)

— Обувь, которую мы носим зимой. (Валенки)