В гостях у лесовичка

№ 112

(Интегрированное занятие в подготовительой группе с коррекцией речевых нарушений)

Айгуль АСАДУЛЛИНА, учитель-логопед детского сада № 67

Рузина КАДИРОВА, воспитатель I квалификационной категории детского сада № 67

Цель: развитие речи старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

— закреплять знания признаков осени, умение различать листья разных деревьев;

— содействовать активизации словаря по теме «Осень», «Деревья»;

— совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение подбирать признаки, действия, подбирать родственные слова, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение;

— воспитание внимательного отношения к природе, умение увидеть ее красоту.

Оборудование: Презентация «Путешествие к лесовичку», картины «Осенние пейзажи». Набор ламинированных листочков «Деревья». Индивидуальные зеркала, маркеры на каждого ребенка. Нитка-мулине, бархатная бумага. Музыкальный центр, диск с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Осень» из серии «Времена года», мяч массажный.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски деревьев и кустарников. Рассматривание деревьев во время прогулки. Сбор и рассматривание опавших листьев.

Методы и приемы:

— информационно-рецептивный метод,

— словесный метод,

— наглядный метод,

— практический метод,

— игровой метод.

Использованная литература:

1. Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Ч.1 — М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

2. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации. Сост. Т.С. Комарова. — М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 224 с.

3. Развитие связной речи. Подготовительная группа. /Автор – сот. Т. В. Иванова.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

4. Т.И. Подрезова. «Материал к занятиям по развитию речи». — Москва, 2007.

5. Журнал «Дошкольник. Младший школьник». — №1. — 2009.

Ход занятия:

Учительлогопед: Доброе утро, дети! Здравствуйте, гости! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с гостями! (Здравствуйте.)

Что-то вы, ребята, какие-то хмурые, невеселые! Я хочу поднять вам настроение. Для этого сделаем следующее. Посмотрите, ребята, на столах лежат салфетки. Чтобы узнать, что спрятано под салфетками, нам нужно подуть! Ребята, помним: дуть нужно правильно! Дуем медленно, щеки не надуваем! Что нашли под салфетками? (Зеркало.) Что видите в зеркале? (Свое лицо.) Возьмем зеркало, маркер, улыбнемся и нарисуем на зеркале свою улыбку! Я подарю свою улыбку вам, а вы подарите гостям свои улыбки, чтобы они тоже улыбнулись! Улучшилось у вас настроение? (Да.)

Организационный момент.

Учительлогопед: У нас сегодня необычное начало дня. Предлагаю вам отправиться в путешествие! Отгадать, в какое время года мы будем путешествовать, вам поможет загадка.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень.)

– Вы готовы отправиться в это путешествие? (Да.)

– Ну, тогда вперед. Закройте глаза…

Учительлогопед включает музыку и слайд «Осенний лес» – звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса».

– Ребята, что вы слышите? Где мы находимся? Что чувствуете? Почувствуйте, как ветер дует вам в лицо! (Шепот ветра, шум дождя, пение птиц, шепот ветра.)

  1. Слайд 1 (осень).

Учительлогопед: Вот мы и оказались в сказочном осеннем лесу (Дети открывают глаза.)

Задание 1.

— Посмотрите внимательно! Скажите, какая бывает осень. (Золотая, холодная, дождливая, ветреная, солнечная, пасмурная, теплая, красивая, разноцветная, радостная, богатая, хмурая, скучная, щедрая, ранняя, поздняя, удивительная и т.д.).

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что еще вы видите в лесу? (Домик.) Как вы думаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.)

— Я думаю, что в этом домике живет хозяин этого леса! Ребята, я слышу чей-то шорох. А вы слышите? (Да.)

Основная часть.

Заходит лесовичок (воспитатель).

Учительлогопед: Здравствуйте, лесовичок!

Лесовичок: Кто пришел в мое царство? Здравствуйте, ребята! Я рад таким хорошим ребятам, а то очень скучно жить все время одному. Ребята, а вы любите играть? У меня в лукошках есть интересные задания. Я вам предлагаю поиграть в первую игру «Скажи правильно».

— Для начала отгадайте загадку!

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Еж.)

— Посмотрите, «ежик» испугался и свернулся в клубочек, стал как мяч. Я буду начинать, а вы будете образовывать слова от слова осень.

(Воспитатель кидает детям мяч, ребенок отвечает и передает мяч обратно):

Солнце осенью какое? – Осеннее.

Ветер осенью какой? – Осенний.

Туча осенью какая? – Осенняя.

Дождь осенью какой? – Осенний.

Сапоги осенью какие? – Осенние.

Одежда осенью какая? – Осенняя.

День осенью какой? – Осенний.

Утро осенью какое? – Осеннее.

Парк осенью какой? – Осенний.

Небо осенью какое? – Осеннее.

— Какие вы молодцы, ребята!

Учительлогопед: Лесовичок пусть отдыхает, мы ему расскажем, как много мы знаем про осень. Что, ребята, расскажем? (Расскажем.)

2. Слайд 2.

Игра «Назови признаки осени» по мнемотаблице.

Учительлогопед: Ребята, посмотрите на экран. Какие признаки осени вы видите? (На деревьях листья пожелтели, покраснели. Листья опадают, деревья и кусты становятся голыми. На улице стало холодно, люди надевают теплую одежду. Осенью часто идут дожди, дует холодный ветер. Дни становятся короче, ночи длиннее. Люди убирают урожай. Звери готовятся к зиме. Птицы улетают в теплые края.)

— Молодцы, ребята! Все признаки осени назвали верно!

3. Слайд 3.

Учительлогопед: Птицы, которые улетают в теплые края, как называются? (Перелетные.) А почему они улетают в теплые края? (Потому что им зимой холодно и голодно.)

Игра «Четвертый лишний».

Учительлогопед: Ребята, кто изображен на рисунке? (Птицы.) Назовите их!

Назовите, кто здесь лишний и почему? (На картинке грач, соловей, курица, лебедь.)

Ответы детей. (Курица, потому что, она неперелетная птица.)

Скворец, воробей, журавль, кукушка. (Воробей – неперелетная птица.)

— Молодцы, ребята, все верно!

4. Физкультминутка.

Лесовичок: Ребята, давайте немного отдохнем! Вставайте в круг и повторяйте слова и движения за мной!

Солнышко греет уже еле-еле (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе).

Перелетные птицы на юг улетели (машем руками, как крылышками).

Голы деревья, пустынны поля (разводим руками, раскачиваемся).

Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем руки на пояс, приседаем).

Река покрывается льдом в ноябре (встаем, сжимаем руки в замок).

Поздняя осень стоит на дворе (подпрыгиваем и разводим руками перед собой).

— Молодцы, ребятки, очень старались!

5. Игра «Подбор родственных слов».

Лесовичок: Посмотрите, ребята, очень скучно одному здесь в лесу расти грибку. Кто грибку родню найдет? Слова родственники подберет? Скажите, а что такое родственные слова? (Это похожие по звучанию слова.) Что у меня в лукошке? (Грибы.) Возьмите гриб, назовите родственное слово и поставьте возле большого гриба. (Грибы, грибочек, грибной, грибник.)

— Какие вы молодцы, ребята, как много слов-родственников вы знаете!

6. Игра «С какого дерева листочек?»

Лесовичок: Ребята, я вчера в лесу собрал много опавших листьев с разных деревьев. Теперь они перепутались, и я не знаю, с какого дерева эти листья? Поможете мне, ребята, отгадать, с какого дерева упал этот лист? Возьмите из моего лукошка понравившийся лист и назовите, с какого дерева упал этот лист.

Лист клена – кленовый.

Лист дуба – дубовый.

Лист березы – березовый.

Лист осины – осиновый.

Лист рябины – рябиновый.

Лист тополя – тополиный.

Лист липы – липовый.

Лист ивы – ивовый.

— Молодцы, ребята, правильно все назвали. Отгадали все листочки!

7.  «Рисование нитью» – развитие мелкой моторики рук.

Учительлогопед: Ребята, вам понравилось играть с лесовичком, понравились его задания? За то что, лесовичок был гостеприимным и добродушным, предлагаю сделать подарки для лесовичка. Вы согласны со мной? (Да.) Для этого нам понадобится бархатная бумага и нитка. На бумаге что нарисовано? (Листочек.) Возьмите бархатную бумагу и аккуратно нитью выложите рисунок по контуру.

— Получилось, ребята?  Покажите гостям! Теперь можно подарить ваши подарки лесовичку!

Слайд 4. Лесовичок: Спасибо, ребята, за замечательные подарки, с вами было очень весело и интересно! Я многому научился!  Я тоже хочу вас угостить! Держите, ребята, эти яблоки из моего леса! До свидания, ребята, приходите еще ко мне в гости!

Учительлогопед: Спасибо, лесовичок, за вкусные гостинцы! До свиданья!

8. Рефлексия.

Учительлогопед: Вот и закончилось наше путешествие в гости к лесовичку, пора возвращаться в детский сад.

— Глазки закрыли! Слушаем музыку! (Звучит музыка осеннего леса.)

— Открыли глазки! Вот мы и вернулись в детский сад.

— Ребята, вам понравилось наше путешествие в осенний лес к лесовичку?

Что интересного вы узнали? Какие игры вам понравились? Какие задания оказались трудными для вас?

— Занятие подошло к концу, спасибо за внимание!