Развитие выносливости у детей 9 – 12 лет при обучении игре бадминтон
№ 96
Александр БУТОВЕЦКИЙ,
студент магистратуры II курса ФФКиС Самарского государственного социально-педагогического университета, мастер спорта России по бадминтону,
Доступность, легкость игры, простые правила позволяют даже новичку достичь высоких результатов в бадминтоне.
По физическим нагрузкам бадминтон входит в тройку самых тяжелых игровых видов спорта: скорость полета волана может достигать 497 км/час. Если сложить все передвижения (включая ускорения, рывки, прыжки) бадминтониста, он за игру «набежит» до 6 км, а в высоту напрыгает 1 км. Бадминтонисты высокого класса могут играть на пульсе 200 и более ударов в минуту.
Бадминтон является олимпийским видом спорта, входит в число самых энергозатратных видов спорта.
Физические качества, развиваемые при занятиях бадминтоном: скорость, ловкость, сила, увеличивается выносливость.
Врачи считают, что игра в волан применяется в лечебных целях. Плюсы этой игры в том, что очень легко постепенно увеличивать физические нагрузки – от минимальных до максимальных. Игра не тяготит школьников, доставляет им радость, они выплескивают негативные эмоции. Наверное, тот, кто придумал эту игру, был хорошим психологом. Физиологи утверждают, что занятия спортивными играми помогают подрасти. Игра в волан – это прекрасное средство от усталости, прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом является полезная гимнастика для глаз.
Чем же полезен для здоровья бадминтон? Многие играют в бадминтон просто потому, что это весело, снять стресс. Но, помимо увлекательности, очевидна польза бадминтона для здоровья, а именно:
– укрепление мышц;
– укрепление кардиореспираторной системы;
– сжигание лишнего веса;
– улучшение реакции;
– укрепление глазных мышц.
Данная игра имеет также некоторые противопоказания:
– проблемы опорно-двигательной системы;
– разного рода травмы;
– проблемы с сердечно-сосудистой системой;
– инфекционные болезни;
– хронические заболевания в стадии обострения.
Анатомо-физиологические особенности детей 9 – 12 лет
К группе младшего школьного возраста относятся дети от 7 до 12 лет.
Пропорции девочек и мальчиков с 9 до 12 лет практически не отличаются. Дети продолжают расти, но уже не так активно, как в дошкольный период. Вес тела пропорционально увеличивается. В среднем школьники прибавляют по 2 – 2,5 кг в год, вырастают на 4 – 5 см.
Грудная клетка ученика младших классов изменяет форму в лучшую сторону: увеличивается в размерах и становится конусообразной, поэтому увеличивается и жизненная емкость легких. Мальчики в возрасте 7 лет имеют легкие объемом в 1400 мл, девочки – 1200 мл. К 12 годам объем легких у мальчиков увеличивается до 2200 мл, а у девочек до 2000 мл.
Дыхательные мышцы еще недостаточно окрепли, отчего дыхание частое, поверхностное.
Словом, детский дыхательный аппарат далеко не так функционален, как взрослый. Для детей 10 – 12 лет характерны проблемы с дыханием в период активной физической работы, что может привести к гипоксии (дефициту кислорода). Именно поэтому так важно тщательно подбирать такие упражнения, которые будут соответствовать правильной работе системы дыхания ребенка.
Правая сторона туловища у детей младшего школьного возраста развивается более активно, чем левая (у правшей). Иногда наблюдается симметричность в развитии, но чаще школьники младших классов имеют ярко выраженную асимметрию.
В задачу взрослых, планирующих физическое развитие детей, заключается подбор для них таких упражнений, которые позволят уменьшить асимметричность развития туловища, особенно в бадминтоне. Гармонично развивающиеся мышцы туловища будут способствовать укреплению мышечного корсета и предотвратят проблемы с осанкой, так как слабые мышцы приводят к нарушению осанки, дефектам осанки.
К 9 годам головной мозг у детей практически сформирован, но продолжает развиваться в функциональном отношении.
У детей младшего школьного возраста внимание кратковременно. Ребенок не может долго концентрироваться на чем-то конкретном, часто отвлекается, и быстро устает от монотонной работы, если от него требуется быть предельно внимательным.
У школьников младших классов память имеет свои особенности. Для детей пока неважна смысловая сущность предметов – они запоминают их исключительно по внешним признакам. По большей части запоминание происходит на автомате, в результате сильных впечатлений и многократных повторов, заучивания, в том числе и двигательных действий.
Ребята делают ошибки при воспроизведении выученного материала, забывают практически все, что было изучено несколько месяцев, лет назад. Регулярные повторы пройденного материала помогут улучшить ситуацию, в том числе и технические приемы, элементы техники в бадминтоне.
Основные физические качества бадминтониста
Нельзя стать хорошим бадминтонистом, не позаботившись о своем физическом развитии. Для выполнения удара сверху нужны сила и гибкость. Чтобы принять сильный атакующий удар («смеш») необходима быстрая, мгновенная реакция. При игре у сетки не обойтись без хорошего глазомера и ловкости. Основные физические качества, которыми должен обладать бадминтонист.
Выносливость – это самое необходимое качество для спортсмена.
Бадминтонисту разрешается играть в 4 одиночных и 4 парных разрядах в течение одного дня соревнований. Практика показывает, что каждая встреча продолжается 35 – 40 минут, в течение которых спортсмен совершает до 1000 ударов со средней частотой один удар в одну секунду. Волан в некоторых случаях находится в игре 30 – 50 секунд, причем интенсивность многих ударов близка к максимальной. Такой интенсивный режим работы выдержит далеко не каждый спортсмен. Выносливость необходимо развивать с первых дней занятий. В качестве средств для развития выносливости применяются: продолжительный, равномерный, умеренной интенсивности кроссовый бег (при Р до 160 уд./мин.), плавание и пр. Положительный результат дают выпрыгивания из низкого приседа, прыжки через препятствия. Прыжки через скакалку, двойные прыжки через скакалку отлично развивают выносливость. Чем выше темп прыжков, тем полезнее для развития скоростной выносливости.
Значительным разнообразием ударов славится техника игры в бадминтон, большинство из которых игрок вынужден выполнять в неожиданно изменяющейся игровой обстановке при очень быстром перемещении по площадке. Удары, выполняемые в мгновенно изменяющихся игровых условиях, строятся на исключительно точном согласовании всех движений бадминтониста в соответствии с описанными ниже особенностями полета волана.
Из четырех основных положений для ударов (волан справа от игрока, слева, сверху и низко) выполняются удары плоские, плоско-далекие, высоко-далекие, прямые и короткие.
Все эти удары выполняются и справа и слева, причем чаще, конечно, справа, так как обычно большинство игроков (кроме левшей) легче осваивает удары справа и значительно труднее слева.
В случаях, когда игрок сумеет в совершенстве овладеть ударами с обеих сторон, он обычно быстро повышает свое спортивное мастерство, начиная уверенно выигрывать у тех, кому он до этого проигрывал с удивительным постоянством. Поэтому, работая над совершенствованием техники, старайтесь свои слабые приемы, элементы доводить до уровня сильнейших.
Итак, удар справа в бадминтоне – это один из самых основных технических приемов игры.
У большинства игроков удар справа – сильнейший технический прием нападения, наиболее часто используемый в завершающих ударах («смеш»). Без отличного владения техникой этого удара нельзя достичь высоких спортивных результатов, так как без мощного нападения игрок будет только защищаться и в результате проигрывать.
В бадминтоне часто возникает обмен плоскими и косыми ударами, которые выполняются примерно на одном уровне. При этом паузы между очередными ответными ударами хватает только на мгновенное отведение руки с ракеткой назад и на молниеносный удар по летящему волану.
При этом должно быть достаточно крепким держание (хватка) ракетки .
Нельзя выпускать из поля зрения волан! Это правило – необходимое условие для точного удара.
Кроме того, с помощью, так называемого бокового зрения игрок должен следить за движением противника и учитывать это движение, выбирая направление атакующего удара. Все это требует хорошего, так называемого распределенного внимания. Для выработки такого внимания полезно заниматься дополнительными видами спорта: хоккеем, баскетболом, волейболом, ручным мячом и, конечно, большим теннисом, плаванием.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. У младших школьников в одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом – выносливость и т.д. все эти периоды наиболее благоприятны для развития нужных двигательных качеств, и тренер должен помочь их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
Начальная подготовка подразделяется на три этапа: первый – шесть недель, второй – две недели, третий – шесть недель.
Первый этап отводится на освоение ударов открытой стороной ракетки (форхэнд). Первые две недели отрабатываются произвольные удары открытой стороной ракетки, в основном из статических положений. Все внимание уделяется технике. Прежде всего необходимо выучить правильную хватку ракетки, следить за тем, чтобы движения были мягкими и пластичными, правильными по технике исполнения, менее энергозатратными. Максимум внимания уделять работе кисти и освоению правильной стойке при выполнении ударов.
В следующие две недели игрок, выполняя перемещения, отбивает воланы открытой стороной ракетки. Наконец, заключительные две недели отводятся освоению игры на счет.
Если на первом этапе подаче в бадминтоне не уделялось специального внимания, то на втором необходимо все внимание уделить этому важному элементу техники. Изучение подачи заканчивается специальной тренировкой на точность. Задание: 50 раз направить волан сначала короткой подачей, а затем высокой в мишень.
Третий этап направлен на изучение ударов закрытой стороной ракетки. В той же последовательности, в какой изучались удары открытой стороной. Около двух недель – освоение хватов ракетки, правильного положения ног при ударе, работа кисти. Затем удары в движении: у сетки, в защите, с задней линии. И после этого – игра на счет.
Тренировка – это не только игра с воланом. Не менее получаса надо выделять специальной физической подготовке и различным упражнениям, имитирующим ударам: на тренажерах, подвесной свисающей шторе. Чем лучше гибкость, исправнее координация движений, тем успешнее пойдет и техника ударов.
Полезно поиграть и у стенки. Здесь лучше можно проконтролировать свои движения, убедиться, правильны ли они, проконтролировать силу и точность ударов.
Мы уже говорили, что выносливость – это одно из важнейших качеств, необходимых бадминтонисту. Ее надо развивать с первых дней занятий. Прыжки со скакалкой отлично развивают выносливость. Чем выше темп прыжков, тем полезнее для развития скоростной выносливости. Скакалка — спутник многих выдающихся игроков. Многократный чемпион мира Руди Хартоно во время выступлений на Уимблдонском турнире, готовясь к играм, до 30 минут прыгал через скакалку.
Изучение техники бадминтона проходит в несколько основных этапов:
I этап. Имитация движений проводится в самом начале обучения с использованием ракетки и без нее.
II этап. Упражнения выполняются с подвесным воланом, для усвоения и закрепления техники ударных движений, для облегчения перехода от имитации к летящему волану.
III этап. Используются упражнения с подбрасыванием волана партнером. Волан подбрасывается равномерно вверх на высоту 4 – 5 м от пола, можно привлекать для набрасывания волана родителей.
IV этап. Упражнения для отработки удара на игровом поле. Один из более подготовленных партнеров точно направляет волан ударом ракетки на занимающегося, отрабатывающего удар. Упражнение позволяет не затрачивать энергию на выход к волану, а сосредоточиться на техники выполнения того или иного удара.
V этап. Игра. Занимающийся должен выполнять все двигательные действия в максимально приближенной игровой форме, поэтому одним из главных упражнений при отработке техники ударов будет непосредственно сама игра.
Основная задача технического совершенствования в бадминтоне – отработка стабильных навыков двигательных действий, точного и наиболее рационального мастерства обработки волана. В игре в бадминтон уровень мастерства прямо пропорционален точности выполняемого технического действия, так как должна быть мгновенная реакция.
Техника бадминтона должна постоянно меняться, совершенствуясь и подстраиваясь под индивидуальные особенности обучающихся. Нужно помнить, что только те школьники добиваются истинного успеха в той или иной деятельности, которые, основываясь на полученных знаниях и умениях, могут применить их, перестраивая к своим индивидуальным особенностям. Таким как, анатомическое строение, половые и возрастные особенности, состояние развития физических качеств и физической подготовленности. На каждом новом уровне игры нужно выполнять технические действия в новом, более жестком, динамичном и ритмичном режиме. При этом технический навык, освоенный на этапе обучения, является основным стержнем, который посредством наполнения динамическим, ритмовым, а главное, функциональным содержанием трансформирует его в качественные двигательные действия.
Поэтому для эффективной реализации технического навыка перемещений (своевременность) и ударных действий (высокая начальная скорость волана и точность) в ходе темповой игры необходимым условием является адекватный уровень специальной физической подготовленности и функциональных возможностей скоростной и общей выносливости.
По эффективности выигрыша очков является основным представителем группы ударов сверху. При нем ракетка должна наносить удар по волану в высшей точке. В момент удара рука с ракеткой полностью выпрямлена, и завершение его производится резким сгибанием кисти, но отношению к предплечью.
При теоретическом анализе литературы по проблеме организации и методике проведения занятий по бадминтону было установлено, что:
– методику обучения бадминтону можно разделить на следующие части: подготовка к обучению, обучение технике и тактике, совершенствование приемов игры и тактических действий;
– на начальном этапе обучения школьников, надо давать как можно больше упражнений, развивающих чувство волана.
Начинать обучение необходимо с простых и эффективных движений, которые будут получаться у новичка. Проведенный мной анализ показал, что основная цель направлена на сохранение здоровья, на развитие двигательных качеств и способностей обучающихся соблюдается при обучении бадминтону. Тренировочный процесс должен быть построен таким образом, чтобы уровень физического развития ребенка позволял освоить технику игры в бадминтон, и не нанес вреда здоровью.
Опираясь на эти данные, многие школы г. Казани вели в свою программу по физической культуре занятия бадминтоном, как третий урок физкультуры из-за доступности, простоты обучения и положительного влияния на организм школьников. В Республике Татарстан значительно повысилась популяризация бадминтона. Сейчас в бадминтон играют не только в крупных городах республики, но и в селах, деревнях, популярен бадминтон во время летнего отдыха. Появились и спортсмены из республики Татарстан, которые показывают высокие результата на чемпионате России, такие как: Анатолий Ярцев, Евгения Косецкая, Виктория Воробьева, Дарья Джеджулла, Александр Василькин, Амир Хамидуллин. Федерация бадминтона РТ пригласила ведущих тренеров по бадминтону для подготовки наших сильнейших спортсменов. Тренера проводят обучающие семинары по обучению техническим приемам бадминтонистов учителей физической культуры в общеобразовательных школах республики для более качественного проведения уроков физической культуры по бадминтону. В магазинах появилось много качественного и доступного инвентаря для занятий бадминтоном. В Республике Татарстан созданы все условия для занятий этим прекрасным видом спорта! Присоединяйтесь, вы не пожалеете!