Организация проектной деятельности по английскому языку в Буинском ветеринарном техникуме

№ 95

Миляуша ШАКУРОВА,

преподаватель I квалификационной категории Буинского ветеринарного техникума

Формирование личности специалиста должно осуществляться в процессе изучения любого курса и предмета, изучаемого в среднем профессиональном образовании, в т. ч. и иностранному языку. В настоящее время, когда специалисты в самых разнообразных отраслях науки и техники  следуют новым мировым тенденциям, извлекая полезную для их успешной профессиональной деятельности информацию, недостаточно ограничиться узкими рамками профессиональной подготовки по тому или иному специальному предмету. Для этого каждому образованному специалисту необходимо обладать определенными знаниями иностранных языков.

Изучение иностранного языка в нашем техникуме рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста. Современная концепция языкового образования предполагает создание такой системы подготовки специалиста, которая позволит ему легко адаптироваться к динамично изменяющимся условиям профессиональной деятельности, т. е. нацелена на профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Иностранный язык в нашем учебном заведении изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения. И это обучение требуется связать с будущей профессией cтудентов. При решении этой задачи огромная ответственность ложится на нас, преподавателей:  необходимо организовать работу для повышения интереса к изучению дисциплины через профессиональную направленность уроков, создавая атмосферу взаимодействия со студентами на уроке; подобрать и адаптировать учебный материал; найти и внедрить инновационные технологии и приемы для достижения поставленных целей во время занятий; распланировать самостоятельную и внеурочную работу студентов.

Проектная деятельность интересна тем, что ее можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую творческую деятельность студентов и преподавателей, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Проект – это возможность выразить свои собственные идеи в удобной творческой форме, метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление студента и научить его не просто запомнить и воспроизводить знания общей и профессиональной направленности, а уметь применять их на практике.

К использованию метода проекта существует общедидактические  требования: наличие проблемы (задачи), требующей исследовательского поиска для ее решения; обслуживание методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, вывод. Следовательно, проектная работа по иностранному языку носит по большей части межпредметный и интегративной характер, ориентированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории, она ставит студента в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения английского в продуктивную творческую деятельность.

По характеру конечного продукта проектной деятельности самыми успешными среди студентов Буинского ветеринарного техникума можно выделить следующие виды проектов:

– конструктивно-практические проекты (коллаж, дневник наблюдений, игра и ее описание);

– ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы);

– информационные и исследовательские проекты;

– проекты конкретного социологического обследования;

– издательство;

– сценарные проекты;

– творческие работы.

Полномасштабный проект включает три стадии. На первом этапе обсуждаем актуальность, содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.) Чтобы помочь студентам в организации данного процесса советую им определиться, что они хотят знать; решить, где лучше добыть нужную информацию.

На втором этапе деятельность наших студентов выходит за пределы аудитории. Студенты берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстративный материал.

Соответственно студенты вступают в роль исследователя, репортера. Важно помнить, что используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе – сбор информации. На обычных уроках преподаватель определяет язык, его содержание.

Третий этап предполагает защиту готового проекта. Требования предъявляемые к защите проекта: соблюдения грамматических правил английского языка, правильного произношения слов, глубина проникновения в проблему, использование исследовательских методов, активности участника и участников проекта, культура подачи информации (поза, жесты, выразительность, ораторские способности), эстетика оформление материала, время защиты проекта.

Наиболее успешными и актуальными для наших студентов являются темы «Sports in my life», «Environment», «Buinsk’s youth», «Customs and traditions», «From the history of our native town» и др. Таким образом, наряду с формированием языковой компетенции, мы отводим огромную роль социокультурной компетенции. Разработанные на заседаниях цикловых комиссий техникума темы проектов активно внедряются в учебный процесс, студенты с удовольствием выполняют их, что улучшает их качественную успеваемость по дисциплине, формирует уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка, воспитывает культуру общения и потребность  в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, и несомненно послужит им опорой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Обучение иностранному языку происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и решать сложные проблемы: разработка мероприятий, проведение исследований. Использование технологии межпредметного проекта позволяет предусматривать всевозможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество будущих специалистов. Так, например, студенты отделения «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» выполняют проекты на английском языке по «Технической механике», «Основам гидравлики», у них появляется видение практической пользы изучения иностранного языка. Такие мероприятия требуют координации работы всех преподавателей специальных дисциплин, хорошо проработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

Технология проекта является незаменимой для работы современного преподавателя и студента, раскрывает огромные возможности осуществления целей обучения, позволяет тренировать  различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, способствует формированию лингвистических способностей, автоматизирует языковые и речевые действия, формируют умения выделять общее и специфические в культуре родной страны и страны изучаемого языка.