Информационные технологии на уроках химии

 №79

Ирина ДМИТРУК,

учитель химии высшей квалификационной категории лицея №145  г. Казани

Естественно научные знания являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Они способствуют формированию мировоззрения современного человека, обеспечивают его профессиональную мобильность. Задача качественного обучения естественнонаучным предметам в последние годы значительно осложнилась вследствие ограничения часов, отводимых на их изучение. Это заставляет педагогов искать новые формы работы. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

– использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

– использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

– использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

– использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;

– организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

– использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

– интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

В современной школе новые обучающие технологии переплетаются с традиционными педагогическими и дополняют друг друга. Применение информационных технологий, использование компьютера на уроке повышает действенность живого слова учителя.

Учитель, как носитель части социокультурной информации, уже не формирует информационное пространство ученика, и, уж тем более, не ограничивает его объемом собственных знаний и практических умений. Он консультант, а его ученик активный исследователь, творчески и самостоятельно работающий над решением учебной задачи, широко использует информационные технологии для получения необходимой информации. Очень важно, чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умея с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности. Перед учителями стоит задача так организовывать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Для этой цели на своих уроках я использую формы: зашита исследовательского проекта, конкурс презентаций, уроки-семинары и т.д.

В этой разработке проиллюстрирован метод групповой работы с использованием информационных технологий.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся по теме, расширить их кругозор, приобщить их к чтению научной и научно-популярной литературы.

Задачи урока:

– дать подробную характеристику каучуку;

– закрепить знания о химических свойствах диенов, их применение;

– развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, а также логику, внимание и наблюдательность;

– формировать научное мировоззрение;

– умение отстаивать свое мнение.

После изучения темы «Алкадиены», учащиеся получили задание сформировать группы из 4 – 5 человек и подготовить компьютерную презентацию по теме: «Натуральный и синтетический каучуки. Резина». В такую группу входит:

– автор презентации;

– соавтор;

– литературный обозреватель;

– знаток химии.

Непосредственно перед уроком формируется еще одна группа, в которую входят учащиеся собравшие материал для своих презентаций (литературные обозреватели). Они выполняют роль оппонентов и рецензентов.

На уроке используется компьютер, мультимедийный проектор и экран, на котором учащиеся будут демонстрировать свои презентации.

Группа, в которую входят оппоненты и рецензенты задают вопросы по работам и оценивают их по следующим критериям:

– доклад по теме презентации;

– глубина раскрытия темы;

– актуальность;

– оригинальность;

– оформление.

Работу группы рецензентов оценивает учитель.

Урок начинается со вступительного слова учителя, который напоминает о правилах работы на уроке:

– не прерываем выступающего;

– даем возможность высказаться каждому в группе;

– при обнаружении неточностей, добавления в рассказ, группа получает дополнительный бал.

Объявляется тема урока. Каждая группа получает оценочные карты:

№ группы
ФИО участников

 

Участие в создании презентации Формулирование вопросов Ответы на вопросы Итог

 

1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
Презентация Научность Актуальность Оформление Доклад Итог
           

В верхней части оценочной карты автором презентации выставляются  оценки каждому члену группы за вклад в создание презентации.

В разделе презентации ставятся оценки, который выставляют оппоненты и рецензенты после обсуждения.

Остальные разделы «Формулировка вопросов», «Ответы на вопросы» оценивает учитель.

За урок ученик получает две оценки: одна за создание презентации, другая – за работу при ее защите.

После выступления учителя группы демонстрируют свои презентации.

При демонстрации презентации знаток химии каждой группы делает пояснения к слайдам. После его выступления заслушивают «Оппонентов», затем «Рецензентов», после их выступления и ответов на поставленные вопросы слово берут группы-конкуренты, которые тоже делают свои замечания и дополнения к выступившей группе. Затем группы задают зачетные вопросы (не более 2-х).

Зачетные вопросы

  1. Определение алкадиенов
  2. Классификация диенов в зависимости от взаимного расположения двойных связей в молекулах.
  3. Каковы особенности электронного строения кумуллированных алкадиенов?
  4. Каковы особенности электронного строения сопряженных алкадиенов?
  5. Каковы особенности электронного строения изолированных алкадиенов?
  6. Общая формула алкадиенов.
  7. Реакция полимеризации, ее особенность для сопряженных алкадиенов.
  8. Сформулируйте понятия о стереорегулярных полимерах.
  9. Что такое эластичность?
  10. Что такое вулканизация?

После подведения итогов выбирается презентация набравшая большее количество баллов. Эта группа получает оценку «5». Группа занявшая второе место получает оценку – «4». Выставляется средний балл каждому члену группы.

После подведения итогов учитель предлагает индивидуальные задания для членов групп.

  1. Составьте уравнения реакций получения бутадиена-1, 3.
  2. Составьте уравнения гидрогалогенированния алкадиена с сопряженной связью.
  3. III.  Составьте уравнения галогенирования изолированного алкадиена.

IV. Запишите все возможные изомеры будадиена, дайте им названия.

  1.  Какие изменения происходят в строении молекул при следующих превращениях: бутадиен 1,3       бутен-2        бутан?

Индивидуальные задания проверяет учитель после урока.