Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

(Урок русского языка в IV классе)

Венера ШАКИРОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №1 им.Ризы Фахретдина г.Альметьевска

Цель урока. Уточнить знания учащихся о функциях мягкого знака; знакомить с особенностью окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Формировать умение писать Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные: демонстрируют личностные качества в процессе общения: осмысливают культурную значимость орфографически верной письменной речи;

метапредметные:

регулятивные: научатся работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

познавательные: научатся ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

коммуникативные: научатся строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога, выражать свои мысли с полнотой и точностью;

 предметные: научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой, различать функции употребления мягкого знака в словах.

Ход урока

I. Создание психологического комфорта

Учитель. У нас урок русского языка.

Как вы отдохнули? Поделитесь с партнёрами по плечу, с партнёрами по лицу: что интересного происходило во время каникул? (Живая беседа учащихся в группах.)  ТАЙМД ПЕА ШЕА

Учитель. Из каких частей речи построили свою речь? РЕЛЛИ  РОБИН

(Два  участника обмениваются короткими ответами.)

II. Актуализация знаний

Учитель. Что мы знаем о глаголе?

1. Составьте вопрос о глаголе для партнёра по плечу. Ответьте на вопросы в паре. Обсудите ответы, проговорите по кругу. Расставьте свои ответы так, чтоб получился план пересказа о глаголе.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

2. Оживите картину. (На доске и на  столах карточки с текстом.)  

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Деревья. Дождь. (Слова для справок: наступить, качаться, шуметь, лить, холодный, уснуть, погасить).       (Дети читают текст, знакомятся словами для справок, ставят их по        смыслу в предложения, образуя нужные формы слов.)

Наступила ночь. Уснула маленькая деревушка. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются деревья. Льёт холодный дождь.

(Письмо текста в тетради и на доске.)

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Проспрягайте глагол лить. (Выполняют работу.)

я  лью               мы льём

ты льёшь         вы льёте

он льёт            они льют (Читают выполненную работу.)

Учитель. Какую функцию выполняет мягкий знак в слове лить и формах глагола при спряжении? Что еще знаете про мягкий знак?

Сообщения учащихся. Мягкий знак выполняет ещё и грамматическую функцию. Ь после шипящих – показатель рода у существительных.

2. А сейчас поиграем. Игра называется «Найди свой причал». (Причал – причалить; значит пристать)

(Для каждого участника на столе есть «лодка».)

Учитель. Возьмите карточку с рисунком «лодки», напишите слово, в котором пишется Ь; прочтите, обдумайте к какому причалу вам идти. Подумайте, куда вам причалить. КОНЭРС

У нас 3 причала:

1) Ь – обозначает мягкость согласных;

2) Ь –  разделительный;

3) Ь – выполняет грамматическую функцию.

(Все участники игры подошли к своим «причалам», обсуждают свой выбор в паре, один из группы отвечает.

Ь – в конце слова и в середине между двумя согласными обозначает мягкость согласного звука;

Ь – после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я – разделительный

Ь – после шипящих в конце имён существительных – показатель женского рода существительных  –  выполняет грамматическую роль.)

Учитель. Молодцы! Все лодки причалили правильно.

IV. Работа над новым материалом

Учитель. На доске написаны слова, прочитайте.

Идешь, видишь, принесёшь, запомнишь

– Что вы можете сказать об этих глаголах ? (Обсуждают в группах.)

– Что особенного в их написании? (Отвечают.)

– К какому причалу пристанет лодка с этими словами?

Работа с книгой.

1. Упр.130 (стр.62). Читают по кругу, обсуждают, задают друг другу вопросы.

2. Упр.129. Чтение пословиц, объяснение, почему так говорят; письмо в тетради, подчеркивание Ь.

3. Самостоятельная работа (упр.131).

V. Рефлексия учебной деятельности

(Звучит музыка, дети двигаются по классу, танцуют. Останавливаю музыку, дети встают парами, задаю вопросы.) МИКС  ПЭА  ШЭА

– Что нового узнали на уроке?

– В чём особенность написания окончаний глаголов настоящего и будущего времени во 2-ом лице единственном числе?

– Какую роль выполняет Ь в глаголах после шипящих?

VI. Самооценка

– Как вы считаете, усвоили вы новую тему? Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Выполнять упр. 132, 133.