«В гости к бабушке»
№63
(Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП 5 – 6 лет)
Гулия ХАЙРУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории Центра развития ребенка-детского сада №16 г.Казани
Людмила ОРЕШНИКОВА,
учитель-дефектолог I квалификационной категории Центра развития ребенка-детского сада №16 г.Казани
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Активизация и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, срывать, выдергивать, срезать, выкапывать, круглый, длинный, овальный, треугольный). Развитие связной речи (составление предложений).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, мышления, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, тонкой, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые), корзинка, проектор, экран, ноутбук, проигрыватель, презентация, игрушка ежик, листы формата А4 со следами ежика «Пройди пальчиками», картинки с ежиками «Найди такого же», прищепки, массажные мячики, чайные пакетики «Каркадэ», бумага формата А-4 с контуром свеклы, бумага для изготовления комочков, зеленая гуашь на блюдечке, влажные салфетки, грелка для рук.
Ход занятия
I. Организационный момент
(Учитель-дефектолог входит в группу, здоровается с детьми. Дети встречают его, учитель-дефектолог берет корзинку и все вместе присаживаются на ковер полукругом.)
Дети. Здравствуйте, ребята! А что это за корзинка появилась в вашей группе? Ее вчера здесь не было. Хотите узнать, что в ней лежит? Давайте присядем на подушки на ковре и посмотрим что в ней лежит.
(Дети вместе с учителем-дефектологом рассматривают, что лежит в корзинке. Дефектолог достает по одному овощу и спрашивает у детей: «Что это?», добиваясь ответа: «Это огурец» и т.д.)
Дефектолог. Что лежит в корзинке, ребята? Как все это назвать одним словом?
Дети. Овощи.
Дефектолог. Хотите побольше узнать об овощах? Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам расскажу, как убирают овощи, когда они созрели?
II. Основная часть
(Дети садятся на стульчики напротив экрана, на экране картинка с овощами.)
Дефектолог. Ребята, еще раз скажите, пожалуйста, что вы видите на экране? (Слайд 1)
Дети. Овощи.
Дефектолог. Где растут овощи? (Слайд 2)
Дети. В огороде. На грядках.
Дефектолог. Правильно, а теперь послушайте, как убирают овощи. Овощи, которые растут в земле – выдергивают, выкапывают. Овощи, которые растут на земле – срезают, а овощи, которые растут над землей – срывают. Картошку – выкапывают, капусту – срезают, редиску, лук – выдергивают, огурцы, помидоры – срывают. (Слайд 3)
Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких сказках говорится про овощи?
(Дети называют сказки.)
Дефектолог. Да, мы с вами недавно вспоминали сказку «Пых». В этой сказке бабушка и дедушка боялись идти в огород, так как их там кто-то пугал. Покажите, ребята, как бабушке и дедушке страшно. А вам бы хотелось бабушке с дедушкой помочь собрать овощи в огороде? Как вы думаете, они обрадуются, если мы с вами приедем к ним? Покажите, как им будет весело. Тогда садимся в автобус и едем к бабушке в деревню.
(Дети пересаживаются на стульчики.)
Физкультминутка. «Автобус» Железновой.
Дефектолог. Вот мы и приехали! Бабушка нас уже встречает! Выходите, ребята, из автобуса.
(Детей встречает воспитатель с куклой Бибабо.)
Воспитатель. Исәнмесез, исәнмесез. Как хорошо, что вы приехали!
Дети. Исәнмесез, әби.
Воспитатель. Вы мне поможете, ребята? В огороде все поспело, надо убирать, а я боюсь в огород идти. Кто-то там пыхтит и пыхтит.
Дефектолог. Ну что, ребята, сходим в огород, посмотрим, кто же пугает бабушку?
(Дети с дефектологом подходят к грядкам (на полу черная ткань в виде грядок на ней лежат овощи.)
Дефектолог. Ребята, посмотрите, какой богатый урожай у бабушки! Давайте поможем бабушке его собрать. Напомните, как мы будем убирать картошку?
Дети. Картошку выкапывают.
Дефектолог. Как убирают капусту?
Дети. Капусту срезают.
Дефектолог. Как убирают лук?
Дети. Лук выдергивают.
Дефектолог. Соберите все овощи в корзинки. Просит бабушка помочь разложить овощи в корзинки по форме. Но прежде чем положить овощ в корзинку нужно сказать как вы его собрали и какой он формы. Вот так: «Я срезала капусту. Капуста круглой формы».
(На корзинках приклеены геометрические формы. Дети находят соответствующий овощ, говорят, как они его убрали и какой он формы, и кладут его в корзинку.)
Дефектолог. Ребята, молодцы! Вы собрали овощи и не испугались? А кто же мешал бабушке собирать овощи? Посмотрите, вот он спрятался под капустой! (Ответ детей.)
Дефектолог. Правильно, ежик! Покажем его бабушке! Бабушка, посмотри вот кто тебя пугал, мы нашли его!
Воспитатель. Ой, вот кто меня пугал и пыхтел! Какой он маленький! А я-то боялась!
Вы идите, играйте ежиком, а я пойду в огород, посмотрю, что вы собрали.
Игра с массажными мячиками. (Дети катают мяч по ладошкам.)
Дефектолог.
Гладь мои ладошки, еж,
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу с тобой поладить!
Я хочу тебя погладить!
Игра с прищепками «Найди такого же». (Дети садятся за столом. На столах– картинки. Дети находят подходящую и прицепляют к ней прищепку.)
Игра «Пройди пальчиками».
Дефектолог. А теперь давайте проводим ежика в лес, чтобы он не пугал больше бабушку с дедушкой. Прошагайте пальчиками по дорожке и укажите ежику путь в лес.
Воспитатель. Спасибо вам большое, вы собрали все овощи! Только вот беда, свекла совсем не уродилась в этом году! Как же я борщ варить буду?
Дефектолог. Ребята, мы можем помочь бабушке. Как?
Дети. Можно нарисовать.
Дефектолог. Ты, бабушка, отдохни, а дети сейчас нарисуют для тебя свеклу.
(Воспитатель сажает куклу на стульчик рядом с детьми и продолжает занятие.)
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Перед тем как начнем рисовать, подготовим наши ручки. Поиграем пальчиками.
Так капусту мы рубили
И вот так ее солили,
Отжимали ручками
И сложили кучкою.
В банку затолкали,
Крышкой закрывали.
Рисование с использованием нестандартных приемов.
Воспитатель. А теперь нам надо приготовить волшебные комочки. Они понадобятся нам для рисования. Я вам покажу, как его сделать. Берем листок бумаги, мнем его и скатываем из него шарик. Вот такой комочек должен получиться.
Молодцы. Отложите комочек в сторону, он нам понадобиться позже.
Сегодня мы будем рисовать не как обычно кисточками, а чайными пакетиками. А как ими рисовать, я вам покажу. Берем чайный пакетик двумя пальчиками за край и примакиваем корнеплод свеклы. Приступайте к работе.
(Дефектолог и воспитатель контролируют захват пальцами пакетика. При необходимости влажной салфеткой вытирают подтеки на руках детей.)
Воспитатель. Молодцы! А теперь мы будем их рисовать, используя наши волшебные комочки. Берем комочки и обмакиваем в зеленую краску, затем, примакивая, рисуем листочки. (Занятие детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребятки! Кто закончил, берет влажную салфетку и вытирает пальчики.
(Дефектолог помогает детям. Воспитатель берет куклу бабушки.)
Воспитатель. Ой, какие вы молодцы! Порадовали меня . Рәхмәт! И у меня есть для вас подарок.
(Воспитатель дает детям коробочку с угощением.)
Дефектолог. Ну что ж, мы с вами помогли бабушке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с бабушкой!
Дети. Сау булыгыз!
Воспитатель. Сау булыгыз! Приезжайте еще!
Дети. Обратно мы с вами поедем на машине, занимайте свои места!
Речь с движением.
Едем, едем на машине, (дети имитируют, как они держаться за руль)
Нажимаем на педаль, (одной ногой нажимают на педаль)
Газ включаем, выключаем, (рукой переключаем рычаг вперед-назад)
Смотрим пристально мы в даль. (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли,
Вправо, влево – чистота! (руки перед собой имитируют движение «дворников»)
Волосы взъерошил ветер, (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
III. Итог занятия
Дефектолог. Вот мы и приехали! Понравилась вам, ребята, наша поездка? А чем мы с вами сегодня занимались? Что нового вы узнали?