«Поход в цирк»
(Разработка организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе)
Гульнур РЕШЕТНИЧЕНКО,
воспитатель по обучению детей татарскому языку детского сада № 34 г. Наб. Челны
Данная разработка ООД показывает возможности использования информационно-коммуникативных технологий в форме мультимедийных развивающих заданий при обучении татарскому языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи ООД:
– закрепление лексики на татарском языке, обозначающую животных;
– повторение глаголов в повелительном наклонении, составление словосочетаний со словом “ашый”;
– развитие умений детей использования слов в грамматических конструкциях, в диалогах;
– воспитание умения слушать друг друга, взрослого;
– формирование интереса и желания общаться на татарском языке.
Предполагаемый результат:
– знание детьми названий животных на татарском языке;
– активное участие в диалогах на татарском языке;
– самостоятельное построение детьми предложений с глаголами в повелительном наклонении.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Активизация и обогащение словаря:
Активный словарь: бүре, төлке, песи, эт, тычкан, әтәч, үрдәк, тычкан, ашый, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.
Пассивный словарь: бу нәрсә? бу кем?
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, игры в программе Power Point «В цирке» (УМК по проекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар». Задания №10, 11 к теме №29), SMART Notebook, аудиодиск «Җырлап-биеп уйныйбыз» (Диск 4, трек 5), билеты 4 цветов (красного, желтого, зеленого, синего цветов), стойка с надписью «Касса».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Исәнмесез, балалар. Хәерле көн!
Дети. Исәнмесез! Хәерле көн!
Воспитатель. Хәлләрегез ничек?
Дети. Әйбәт! Сезнең хәлләр ничек?
Воспитатель. Яхшы, рәхмәт. Ребята, догадайтесь, куда я хочу сегодня пригласить вас? (Слайд 1. Фото цирка.)
Дети. Мы пойдем в цирк.
Воспитатель. Как вы думаете, для того чтобы попасть в цирк, что необходимо купить?
Дети. В цирк нужно купить билеты.
Воспитатель. Да, сегодня билеты покупать и продавать будете вы сами. Касса работает на татарском языке. А вместо денег у нас будут…
Дети. Будут татарские слова.
Воспитатель. Кем кассир була? Кем билет сатып ала?
Миша. Мин – кассир.
– Исәнмесез!
– Исәнмесез!
– Нәрсә кирәк?
– Билет кирәк.
– Ничә билет кирәк?
– Бер билет кирәк.
– Нинди билет кирәк?
– Зәңгәр (кызыл, сары, яшел) билет кирәк.
– Мә, бер кызыл билет.
– Рәхмәт.
– Сау булыгыз.
Воспитатель. (Аудиотрек №1. Телефонный звонок.) Ребята, у кого-то звонит телефон. Кто готов ответить?
Катя. Мин! (Разговор по телефону. Диалог детей.)
– Хәерле көн!
– Исәнмесез!
– Син кем?
– Мин Саша. А син кем?
– Мин Катя.
– Катя, хәлләр ничек?
– Рәхмәт. Әйбәт. Ә сезнең хәлләр ничек?
– Әйбәт. Кая барасың?
– Мин циркка барам!
– Сау бул!
Воспитатель. Вот на арене первое выступление. (Задание №10 к теме №29.) Бу нәрсә? Кем күрсәтә? Нужно выйти и показать, назвать животных.
Дети. Бу – тычкан (төлке, бүре, әтәч, тавык, үрдәк).
Воспитатель. Бу куян (аю,бүре, төлке, песи, эт, тычкан, әтәч, үрдәк)?
Дети. Юк, бу керпе. Әйе, бу тычкан.
Воспитатель. Слушай задание, отметь карандашом на доске и повтори. «Зур бүре», «Матур төлке», «Кечкенә тычкан», «Ак песи», «Әйбәт эт», «Ак куян», «Зур аю», «Кара тавык», «Сары үрдәк», «Матур әтәч», «Кечкенә керпе».
(Дети выполняют задания на интерактивной доске, называя животных.)
Воспитатель. Наши животные готовы к выступлению и ждут только команд дрессировщика. (Задание №11 к теме №29.) Кем дрессировщик була?
Дети. Мин булам! Мин – дрессировщик!
Воспитатель. Предлагаю выбрать с помощью считалки.
(По выбору детей. Например, ипи, тоз,матур кыз.Үрдәк, чыпчык. Син – кал! Син – чык!)
Воспитатель. Дрессировщик дает команды своим питомцам. Команда ике сүздән торырга тиеш.
Дети. Куян (аю,бүре, төлке, песи, эт) матур сикер! (ботка аша, сөт эч, матур сикер, караватта йокла, матур йөгер, урындыкта утыр).
(Выполнение заданий на доске: дети соединяют линией пиктограммы.)
Воспитатель. В цирке не только идут выступления, но и звучит музыка.
Музыкальная пауза (Исполнение песни «Менә сиңа ун кулым» (сборник «Җырлап-биеп уйныйбыз». Диск 4, трек 5.)
Воспитатель. Представление в цирке закончено, животные вернулись в свои вольеры, нужно проверить и посчитать – все ли на месте? Послушайте. (Звучит аудиозапись, трек «Ничә үрдәк?») Кого будем считать первым?
Дети. Үрдәк. Бер үрдәк, ике үрдәк….алты үрдәк. Бер төлке, ике төлке….җиде төлке. Бер әтәч, ике әтәч…. сигез әтәч. Бер тавык, ике тавык…. тугыз тавык. Бер бүре, ике бүре…. ун бүре. (Выполнение заданий на доске.)
Воспитатель. Замечательно вы знаете животных, называете их на татарском языке. А вот сможете ли вы их узнать по голосам? (Слайд. «Кто спрятался» в прогамме SMART Notebook.) Бу нәрсә? Бу песи?
Дети. Юк. Бу тычкан.
Воспитатель. Где бы мы не были – на экскурсии или в поездке, в театре или в цирке , – нам всегда может понадобиться переводчик. Сегодня нам нужен переводчик с русского на татарский язык. Переведите, пожалуйта: «Заяц ест морковь. (Собака ест кашу.Кошка ест мышей. Утка ест хлеб)».
Дети. Куян (аю,бүре, төлке, пси, эт, тычкан, әтәч,үрдәк) кишер (ботка, аш, ипи,тычкан, куян…) ашый.
Воспитатель. Зур рәхмәт, балалар! На этом наше посещение цирка заканчивается. И вместе с ним и наше занятие. Какое задание по-вашему было интересным? Какое вызвало затруднение? Чему вы могли бы научить своих сестренок, братишек, а может даже мам, пап? (Ответы детей
Воспитатель. Мне было очень интересно с вами, ребята. Рәхмәт, балалар! Сау булыгыз!