Формирование межкультурной компетенции учащихся путем сопоставления традиций, культуры, обычаев родного и обучаемого языков
№62
Эндже САБИРЗЯНОВА,
учитель английского языка I квалификационной категории Новотинчалинской средней школы им. Н.Фаизова Буинского района
По моему мнению, хороший учитель должен узнать азы жизни и науки вместе со своими учениками. Только совместная творческая деятельность помогает реализовываться как учителю, так и его ученикам.
Я преподаю английский язык не в простой школе, а в национальной, где основной язык обучения – татарский. Когда даже русский язык является для учеников неродным, изучение же английского языка тем более становится достаточно сложным процессом. Современные условия жизни требуют от изучения английского языка, прежде всего функциональности. Поэтому язык хотят не знать, а использовать как средство реального общения с носителями других стран. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить принимать другую культуру, не забывая своей собственной культурной идентичности, тем самым развивая межкультурную компетенцию. Межкультурная компетен-ция включает в себя умения оперировать знаниями о системе изучаемого языка, умения интерпретировать явления иной культуры с позиции ее представителей, умения общаться с носителями языка, осознавая при этом различия в использовании средств английского языка в зависимости от ситуации, репертуара ролей, обычаев, иноязычного речевого поведения, культурных традиций в сравнении с родным языком и родной культурой. Поэтому в своем преподавании я активно использую сопоставление двух языков: татарского и английского. С этим понятием надо донести до учеников суть английского языка.
Все помнят знаменитые слова Каюма Насыри: «Если человек не знает свой родной язык, то он не может познать другие языки». Поэтому эти слова стали педагогическим девизом. Невозможно воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к России, не воспитав у них любовь к своей малой Родине. Так как мы живём в Татарстане, мы изучаем родную культуру в сравнении с культурой народов мира.
Одной из важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках английского языка, используя для этого дидактические, эвристические, эмпирические методы обучения. Эти методы включают себя просвещение, ориентирование, проектная и исследовательская деятельность, дискуссии, ролевые игры, встреча с носителями языка. Учителю английского языка необходимо создать модель реального общения, способствующую возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, у учеников должно быть уверенность и сила для осуществления коммуникации. Для этого нам большим помощником является Интернет. Общения со сверстниками из другой страны путём обмена электронными сообщениями –e.mail, по «skype». Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Для повышения эффективности процесса обучения и для достижения поставленных задач использую на уроке межпредметные связи, что является залогом успешного урока и использую разнообразные виды и формы работы. Для формирования языковой личности важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях англоговорящих стран. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром культурой народов, говорящих на этих языках.
Поэтому особым аспектом нашей системы обучения и воспитания является «Театральное творчество». Во внеклассной работе по предмету я активизирую интерес школьников к жанру сказки. Это является средством повышения эффективности процесса обучения.
В рамках обучения английскому языку осуществляю формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся. Это способствует формированию межкультурной компетенции учащихся. Современная действительность предъявляет высокие требования к личности учителя. Со своими коллегами мы стараемся этому соответствовать и идти в ногу со временем. Для этого нужно постоянно учиться. Для совершенствования уровня владения языка, более глубокого изучения культуры и образа жизни народов других стран, была совершена поездка в Англию и посетила Францию, Швейцарию и даже Польшу. Ученикам было очень интересно, они были в восторге от увиденного, задавали очень много вопросов. Я думаю, что это урок был ярким примером формирования лингвокультурологической компетенции учащихся. Учителя иностранных языков должны получить возможность стажировки за границей. Я ещё мечтаю, чтобы, выезжая заграницу, мои ученики могли свободно говорить на английском языке и чтобы все ученики выросли хорошими людьми.